Человек с кинопроектором

Сен 2 • Жизнь в городе, Интервью, Кинематограф • 1168 Просмотров • Комментариев нет

Рыба продолжает цикл статей «Назад в кино» о пермской киножизни 60-70 гг. Сегодня герой публикации — Виталий Владимирович Сапожников, «долгожитель» кинодела, безупречный киномеханик и отличный собеседник.

Увидела его в аппаратной киномеханика: на нем был идеально сидящий костюм и, по-моему, даже галстук – зрелище очень необычное, инженеры-киномеханики обычно работают в джинсах или «трениках». Подошла познакомиться — Виталий Владимирович Сапожников, приглашенный специалист по работе с пленкой на фестивале японского кино в киноцентре «Премьер».

Костюм и безупречно вежливая манера держаться – внешняя сторона перфекционизма Виталия Владимировича. Во время беседы мой внимательный к мелочам собеседник попросил ни в коем случае не называть аппаратную «будкой киномеханика» — все «будки» закончились в 50-х годах. И совсем некрасиво будет, если я перепутаю «широкоформатный» экран с простым «широким» экраном. На рассказ киномеханика высшей категории я полагаюсь больше, чем на свой вольный пересказ, поэтому читайте о пермской киножизни «от первого лица».

«Хорошее звуковоспроизведение и картинка — это хороший киномеханик»

С 1964 г. я начал работать киномехаником, потом уже получил высшую категорию, в Перми осталось только 2 таких. Работал и в «Кристалле», и в «Искре». Я здесь, в кино, долгожитель.

Мы не успевали гордиться своим кинотеатром, мы очень много работали, я на 2-3 работах. В 1964 с Александром Жилкиным, моим товарищем и однокурсником, работали в летнем кинотеатре «Заря» на Шпальной, сейчас — «Земляника», Парковый. Это история микрорайона, летний кинотеатр был один в Прикамье. Он был тентовый, шатровый, все выпускники 1964 года хотели там работать. Было примерно 200-250 мест. «Битковой» был кинотеатр летом — народу много было.

Подрабатывал в «Искре», когда она только открывалась в 1971 г. в Мотовилихе на 1200 мест, их было два одинаковых — еще «Рубин» за Камой по такому же проекту. «Кристалл» на 950 мест, втроем — самые крупные кинотеатры в Прикамье. В славное время было 18 кинотеатров. Пермский край — единственный, в котором кинотеатры были в таком количестве.

Пришел из армии — как раз запускали широкий формат на 1200 мест в «Искре». Проработал два года и устал от такой жизни. В восемь утра надо было на работу приходить и ночью даже оставаться — техническое обслуживание делать. Я практически без отдыха работал. Были «летучие бригады», при управлении кинофикации — свои бригады с лабораторией, они замеряли освещение, звук в кинотеатрах, проводили техобслуживание аппаратуры. То есть и люди грамотные были, и нам было полегче. И если это был крупный кинотеатр — то всегда в ночное время. Когда я из «Искры» ушел, он в списке кинотеатров с 3-го места на 18-е уехал.

Начальником областного отделения кинофикации тогда был Петр Семенович Иноземцев, самобытный человек. Он как-то мне, как победителю соцсоревнований, «шестерку» с большим трудом достал. Экспортный вариант, очень красивый салон. Больше 28 лет прослужила.

Юный Виталий Владимирович за аппаратурой в кинотеатре «Луч»

Юный Виталий Владимирович за аппаратурой в кинотеатре «Луч»

Киноклуб «Политеха» — «шик-модерн» студенчества

С 70-го года работал в Политехе инженером кино. Там был зал на 600 мест и аппаратура шикарная стояла, «Миоптон», а такая стояла только в «Художке» и в Политехе. Это был «шик-модерн», как говорится.

Мы показывали фильмы, начиная со старых, заканчивая самыми новыми. Сидели студенты даже на подоконниках. А еще мы работали в сотрудничестве с медпунктом, показывали для студентов медицинские фильмы. Вроде бы, что общего у «Политеха» с медициной? Но в то время ректором, был Михаил Николаевич Дедюкин (первый ректор и основатель ПГТУ — прим. автора), потом пришел Бартоломей, при нем я получил высшую категорию и почетного кинематографиста России. Они думали! Пришел Петров — началось совсем другое: «А зачем показывать медицинские фильмы? Это не актуально. Если они где-то подхватили СПИД, пусть сами лечатся, пусть сами пожинают».

Три экрана мы в Политехе поменяли — студенты были неравнодушны: то автографы ставили, то еще что-нибудь. При солнечной радуге один раз фильм показывал. Работали каждый день, в три или четыре часа.

Пока я там был, радиокомитет работал на кино. Они что-то все время придумывали, делали, оформляли акустическую рекламу, например. Когда показывали «Зорро», сначала по всему Политеху из колонок крики были, лязганье, бой на шпагах, потом объявляли фильм. Студенты такую рекламу делали, превосходную! И по всем этажам, в большую перемену, и в столовой была радиоагитация — какой фильм сегодня идет. Мы были даже этакими конкурентами для «Октября» и «Кристалла», они всегда хотели, чтобы наша киноустановка угасла. Не получалось. Спасибо «Миоптон» — чешской установке, прислали ее из Новосибирского академгородка, она им почему-то не пригодилась. До настоящего времени был на ходу, и вот недавно — сдали в металлолом.

Виталий Владимирович за киноаппаратом

Дворец им. Калинина – «нулевой» экран города… на «Крохолях»

В моей жизни самое интересное место было, когда я работал по совместительству во Дворце Калинина техруком, 18 лет, трехзальный кинотеатр там был. Дворец им. Калинина — на Крохалевке. У меня была киноустановка с «нулевым» экраном. Там шли только сверхновые фильмы. После Дворца Калинина фильм дальше шел в кинотеатре «Мир». А потом в остальных — в «Октябре», «Экране» и других. Во Дворце Калинина был прекрасный зимний сад.

Дворец расположен не в центре, он не влиял на общую кассу. Посещаемость была от Медакадемии, а также ходили студенты из Педуниверситета. У них был «шик-модерн», кто первый посмотрит и расскажет в группе про эти фильмы. Если фильм был очень интересным и народу много, то даже работали «впереноску», в трех залах показывают один и тот же фильм друг за другом. Залов было три, и каких! Театральный зал на 750 мест, 300 зал и 100 мест.

Сейчас на Крохолях ничего нет — ни завода, ни дворца, да и вся инфраструктура рухнула.

«Передвижки» — сам себе оператор, киномеханик, зритель

Зритель, он ведь не понимает, что такое панорамный, широкоформатный, узкий. Да это и не надо, наверное. Узкий вот делился на 8 и 16 мм, на такую пленку часто снимали дома, возили на кинопередвижках. «Королева бензоколонки» была на узкой пленке, приехал поклонник, показал всем, кто приезжал на автозаправочную станцию. Это было такое своеобразное, «продвинутое» кино. 50-60 годы это было. Можно было прямо в кузове автомобиля установить, открыть дверь, установить на лужайке экран и показывать кино. Я крутился в профессиональном кино, но вот в школе я 16 мм кино показывал на физике, в 8 классе. Показывал учебные фильмы, научные, научно-популярные. Телевидение делало тогда только свои первые, робкие шаги, и это было интересно.


«Народность» кинематографа в то время: «передвижки», посещаемость и престижность, проникновение и в политическую сферу жизни, и в образование, и в досуг охватили всю страну, а не только наш город. История, как известно, движется по спирали, и сейчас «народность» трансформировалась в массовый закуп проекторов кафешками, барами, даже хостелами. Показ кино давно вылился за рамки профессиональных сообществ, влился в пиратское и любительское. Для молодого зрителя аппарат КПК-23, прокручивающий пленку и стоящий за ним Сапожников — уже другая эпоха, «исторический квест», но, знаю по себе, очень увлекательный. Потому что до предела профессиональный, до крайности элитный, до дрожи таинственный.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: