Человек в мешке

Ноя 27 • Выставки, Жизнь в городе, Интервью • 6216 Просмотров • Комментариев нет

«Это то, что происходит постоянно. Все, что мы видим – это нечто другое, мы всегда хотим увидеть то, что скрыто за тем, что мы видим на самом деле. Всегда интересно, что скрыто, и что нам не показывает видимое. У меня есть сильное чувство, похожее на конфликт – между видимым, которое скрыто, и видимым, которое видно».

Казанский фотограф Катерина Смирнова представлена на выставке ANONYMOUS в музее современного искусства своей серией «Мешок». Серия состоит из нескольких фотографий, на них запечатлены обнаженные по пояс мужчины и женщины. В центре экспозиции целующаяся пара. Особенностью снимков является почти принципиальная невозможность зацепиться за какие-либо детали, даже нагота будто ускользает от взгляда. Первое и единственное, что бросается в глаза – холщовые мешки на головах моделей. Именно на них, как это обычно происходит с лицами, невольно фокусируется внимание.

«Сначала появилась любовь к Магритту, – рассказывает Катерина. – После того, как я увидела его картину «Влюбленные», где мужчина и женщина целуются в мешках, мне захотелось снять что-то подобное, но по-своему. Я сняла своих друзей, пару. Они были обнаженные по пояс, с мешками на голове и белым пластырем на сосках. Почему-то мне увиделось это именно так. И когда я уже просматривала готовые фотографии, у меня от всего этого возникла очень стойкая ассоциация с тем, что сейчас происходит в социальных сетях. Точнее с тем, что социальные сети делают с людьми. Все выдумывают себе какие-то имена, приукрашивают свои фотографии, в общем, создают других себя.

Я долгое время не регистрировалась во всяких контактах и фэйсбуках, но потом работа меня вынудила. Теперь я тоже активный пользователь, но то, что это вытесняет реальное общение, меня смущает. В принципе так и родилась эта серия.

Изначально это были друзья, но на некоторых фотографиях есть люди, которых я видела первый раз в жизни. Просто они тоже хотели принять участие в проекте и спокойно соглашались на съемку, даже на улице. Я никогда не спрашивала у тех, кто приходил ко мне, зачем им это нужно».

Продолжением проекта «Мешок» стало фото-ателье «Инкогнито», которое работало в течение одного дня в PERMM. Любой желающий мог стать моделью Катерины Смирновой. Условия участия в съемке – раздеться по пояс и надеть на голову мешок.

Подозревая, что такой проект не может не стать предметом многочисленных интерпретаций, «Рыба» поговорила с анонимными участниками фото-ателье и другими посетителями выставки о том, что для них символизируют фотографии Смирновой и каково это – быть человеком в мешке.

«Я думаю, это все история про некий терроризм. Что мы все пленники или заложники у жизни и у каких-то глупых надуманных вещей и обстоятельств. Мы все пытаемся чего-то достичь и кем-то стать, просто потому что так принято, и никто не задумывается, зачем это нужно лично ему и нужно ли вообще. И поэтому мы все с мешками на головах и ничего не видим вокруг себя».

«Для меня «Мешки» — это протест против прилизанных фотографий из студии, где тебе сначала делают макияж, ставят правильный свет, а потом все это долго колбасят в фотошопе. Сам жанр студийного портрета кажется мне какой-то чрезвычайной глупостью и нелепостью. Потому что то, что получается в итоге, имеет отношение к каким-то понятиям красоты, но не имеет отношения к тебе. Вообще никакого. Я ненавижу все эти вещи, серьезно. А здесь получается такой анти-портрет. Фотографу как бы вообще нет дела до твоей красоты. Он надевает тебе на голову мешок – и всё».

«Сидишь как в очереди на медосмотр. Такое же ощущение. Как в больнице – дерматиновые сидения, потом приходят и говорят «следующий». Мешок просвечивает, и ты на самом-то деле все видишь в нем, но все равно почему-то ведешь себя как будто не видишь ничего – ждешь, когда тебя поставят в нужное место и развернут как надо».

«Мы пришли сегодня вдвоем. Одна бы я не пошла фотографироваться. Но вообще забавно. У меня ассоциация с Pussy Riot. С мешком на голове никто не видит твоего лица, и это дает тебе определенную свободу. Ты не можешь просто так снять майку и сфотографироваться – это неприлично, «что обо мне подумают?» и все такое. А с мешком на голове ты можешь делать все, что угодно. Мешок как маска – это вроде как ты, а вроде как и нет».

«Мне нравится идея превращения тела в отдельный предмет, в объект искусства. Мешок на голове как бы отрезает от человека личность и оставляет только идею. Этих людей на фотографиях – их же нельзя назвать красивыми, у них там животы, какая-то кожа, что-то такое. Но ты вообще, глядя на них, не думаешь о том, красивые они или нет. Тебе просто нравятся сами фотографии, они затягиваю. Мне нравится мысль, что это могла бы быть моя фотография. Что люди на выставках будут смотреть на меня, как на картину или статую».

От себя добавим, что известный ценитель подтекстов Магритт непременно порадовался бы такой широте трактовок и заметил, что никто не прав, а все самое важное скрыто.

 

Фото – Катерина Смирнова, серия «Мешок»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: