Дурная бесконечность глазами Муратовой

Окт 11 • Кинематограф • 1392 Просмотров • Комментариев нет

В конце сентября в российский прокат вышел новый фильм Киры Муратовой «Вечное возвращение». В ноябре прошлого года эта картина была успешно представлена на римском кинофестивале – в России, как и предугадали критики, очередная работа режиссера получила самые противоположные отклики.

Финальные титры «Вечного возвращения» Муратовой среднестатистический российский кинозал увидит далеко не в полном составе: в течение двух часов на фоне черно-белого экрана то и дело мелькают поспешно уходящие люди, не получившие ни хлеба, ни зрелищ. Собственно, никакого удивления от реакции публики возникать не должно: Муратова никогда не отличалась аккуратным вписыванием хоть в какие-нибудь рамки. Разве что – в свои собственные.

Новая картина, как и следовало ожидать, погружает нас в идеально структурированную режиссерскую реальность – косноязычную, сумбурную, обрамленную изысканным интерьером и озвученную вкрадчивыми голосами. Как и в небезызвестном «Астеническом синдроме», Муратова заворачивает идейное ядро в многочисленные бесцветные тонкие слои, каждый из которых оказывается тождественен следующему. Так, один и тот же донельзя тривиальный диалог между женщиной и мужчиной, посвященный неразрешимому любовному треугольнику последнего, интерпретируется разными актерами в контексте кинопроб, отснятых на камеру умершим режиссером и показываемых перед продюсером и инвестором в дне сегодняшнем.

Принимая за основу ницшеанскую метафизическую концепцию «безысходной повторяемости», Кира Муратова последовательно возводит сюжет в высшую степень гротеска и абсурда: в который раз хлопает дверь, «он» возвращается с букетом ностальгических белых цветов, по телевизору передают сообщение о самоубийстве, вслед за которым о сердце красавицы напевает Земфира, и все начинается сначала. В дурной бесконечности не бывает развития, и данный визуальный цикл, время и пространство которого вынужденно подчеркивают эту замкнутость, с удивительной назойливостью и невротичной настойчивостью заставляет нас испытывать отвращение к неизбежному соприкосновению с шаблонными биологическими и социальными программами человека.

Используя излюбленный приём отстранения от реальности, Муратова стремится отобразить окружающее с позиции наблюдателя и преподносит данный художественный материал как объективный анализ бытия без логического разрешения или кульминации – всё так, как и присуще пустому кружку жизни, если бросить на неё взгляд сверху. Особый колорит в многочисленные проговаривания фабулы вносит участие в съемках Ренаты Литвиновой, Олега Табакова и Сергея Маковецкого, чья ироничная, лелеющая актерскую индивидуальность игра помогает смятенному кинозрителю досидеть до конца сеанса.

Создавшееся ощущение безличности всего и вся (то ли Юра, то ли Олег, то ли жена, то ли любовница) тесно перекликается с мотивом смерти и прощания вообще; кочующая из комнаты в комнату картина «Призрак в кресле» вкупе с уходом маститого режиссера, неизвестно почему снимавшего все эти кинопробы, подчеркивает ощущение тщетности самой Муратовой, для которой проблема выбора в контексте безысходности и бессмысленности новизны так и остается неразрешимой.

Ни один из представленных героев сделать этот выбор не решается: инвестор обещает подумать и перезвонить, «он» продолжает превозносить обеих, «она» не знает, что ему посоветовать и куда, наконец, повесить эту картину, сегодня подаренную. Отсутствие однозначного ответа и конечности как таковой, всеобъемлющая незавершенность и сомнения, невозможность «дойти до самой сути» – вот та основная спираль, с помощью которой Кира Муратова транслирует свое видение реальности. Стоит ли говорить, что повторяющаяся попытка героев распутать веревку (с помощью которой и было совершено самоубийство в отеле «Звездочка») вряд ли когда-нибудь увенчается успехом; если же это произойдет, то жизнь как какое-либо действие вообще потеряет всякий смысл и плавно обратится в вечное черно-белое сновидение.

Текст – Александра Гусева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: