Эберт, который смеялся

Май 16 • Кинематограф • 1152 Просмотров • Комментариев нет

Василий Лебедев – про последнего героя американской кинокритики Роджера Эберта.

Роджер Эберт (18 июня 1942 — 4 апреля 2013) — американский кинокритик и телеведущий. Лауреат Пулитцеровской премии 1975 года. Автор более 15 книг. В 2005 году получил звезду на Аллее славы в Голливуде. Forbes в 2007 году признал Эберта наиболее влиятельным современным американским кинокритиком. 

Сайт кинокритика Роджера Эберта все еще работает с большими проблемами, слишком много желающих ознакомиться с творчеством кинокритика после его смерти.

Роджер Эберт незаметно стал главным кинокритиком Америки, просто постоянно и регулярно писал в «Chicago Sun-Times». В конце 90-х патриарх кинокритики Винсент Кэнби, полоскавший все поколение «Лукас-Спилберг-Коппола», видимо, окончательно убедившись в их победе, на старости лет перешел на критику классических театральных постановок, а стилист Джим Хоберман сконцентрировался на написании книг и, видимо, поэтому начал ссориться со своим изданием «Village Voice».

Остался работяга Роджер Эберт, который писал не меньше двух раз в неделю, а иногда и каждый день, выпускал подарочные сборники рецензий под Новый год, стал киноакадемиком, и вообще казался фанатом кино, который знал все фильмы и уже был на всех премьерах, когда остальные только видели трейлеры.

После премьеры проходило несколько часов, как в этом году случилось с «Хоббитом» в Лондоне, и Роджер Эберт, уже после операции, лишившись нижней челюсти, со своей новой резиновой улыбкой и большим пальцем, который он часто поднимал вверх («все ок!»), успокаивая свою жену и читателей, был готов представить миру новую рецензию. Его рецензия становилась для всех пригласительным билетом на премьерный закрытый показ.

Иногда с элементами интервью, иногда начиная с фильмографии режиссера или ведущих актеров, именно Роджер Эберт приучил нас смотреть на каждый фильм системно, не вырывать его из контекста, не останавливаться на деталях, не тонуть в композиции и цвете, а не спеша и решительно пытаться сформулировать идею кино в одном последнем предложении.

Манера разбивать свои рецензии на смысловые части-абзацы, короткие, часто односложные предложения, сделали Роджера Эберта необычайно современным писателем, который в лучших традициях американского кинематографа знал, где нужна завязка и тезис, первый и второй смысловые биты, а где необходимо смаковать имена Терренса Малика или Шона Пенна.

Иногда Эберт задерживал свои рецензии и в то время, когда, например, этой осенью все писали про «Skyfall», он как будто нарочно рылся в закромах Санданса и, наконец, через пару недель выпускал свою рецензию и давал свою высшую оценку – четыре звездочки. И как будто уже соглашался со зрителем, который шел на этот фильм второй раз.

Ни одна лента не проходила мимо Роджера Эберта, и с ним всегда можно было свериться, потому что он точно смотрел. Этого будет не хватать.

Текст – Василий Лебедев

Фото с сайта kinopoisk.ru

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: