Гид по программе драматургии фестиваля «Текстура»

Окт 20 • Жизнь в городе, Театр • 1465 Просмотров • Комментариев нет

20-27 октября в Перми в четвертый раз пройдет фестиваль театра и кино о современности «Текстура». Каждый год на фестивале проходит большое количество читок пьес и сценариев. И для того чтобы читателям было проще разобраться в программе, «Рыба» сделала гид по драматургии «Текстуры».

 

ПЬЕСЫ: НОЧЬ И ТУМАН

21 октября пн 12:00, Театр «У Моста» / читка

Текст: Юрий Клавдиев

Режиссер: Юрий Клавдиев

Художник: Протей Темен

О чем: Попытка объяснить причины и следствия того, что происходит сейчас, через события  Варфоломеевской ночи

Зачем смотреть: Главными героями пьесы радикала Юрия Клавдиева являются исторические персонажи Екатерина Медичи и Марагарита де Валуа. Однако текст нельзя назвать реконструкцией давно ушедших в историю событий. Персонажи пьесы разговаривают на вполне современном языке, мотивация их поступков лежит вне средневековой ментальности, а отсылки к последним историческим событиям очевидны.
Действие происходит не в конкретной Франции, а в пространстве безвременья. Используя в качестве основы повествования события Варфоломеевской ночи, драматург мастерски препарирует и показывает нам, как рождается насилие, в чем сила его фатальной деструктивной притягательности.

 

ПЬЕСЫ: ПРОЕКТ «СВАН»

22 октября вт 12:00, Театр «У Моста» / читка

Текст: Андрей Родионов, Екатерина Троепольская

Режиссер: Юрий Муравицкий

О чем: Проект «Сван» — это единственный  шанс для мигрантов хоть как-то получить российское гражданство. Но для этого нужно сдать экзамен: не на знание законов или социальных проблем, а на поэтический минимум. На русском, конечно, языке.

Зачем смотреть: Один из редких примеров актуального высказывания для театра в стихах. Поэтическая пьеса Екатерины Троепольской и Андрея Родинова, известных своей предельной точностью по отношению к сегодняшнему дню, рассказывает о работе поэтического комиссариата под названием «Проект Сван». Действие пьесы происходит в вымышленной стране Лебедянии. Для того чтобы получить ее гражданство, любой человек, начиная от ученого и заканчивая узбекским дворников обязан сдать экзамен на поэтическую совместимость: он мастерски должен уметь рифмовать строки о красоте лебедянских берез и осенней тоске. Пьеса представляет собой концентрат из богатой литературной мифологичности и четкой, привязанной к сегодняшнему дню, правды.

 

ПЬЕСЫ: ПАРКИ И САДЫ

23 октября ср 12:00, Театр «У Моста» / читка

Текст: Павел Пряжко

Режиссеры: Александр Артёмов, Дмитрий Юшков

О чем: Каждый мечтает о вечной жизни, в пьесе одного из самых парадоксальных современных драматургов Павла Пряжко люди уже придумали, как сохранять жизнь навеки с помощью компьютерных технологий.

Зачем смотреть: Герой пьесы — молодой человек, оцифровавший своего отца после его смерти. Отец, сознание которого теперь заключено в оболочке робота, ежедневно смотрит одну и ту же программу о парковой истории и секретах ландшафтного дизайна, которая своим монотонным дикторским бормотанием как ничто другое отлично символизирует монохромность нашего существования.

Павел Пряжко, один из первых в русской драматургии, открывает для читателя те темы, с которыми европейская литература разбирается на протяжении многих столетий. Смысл нашей жизни, ее конечность, страх жизни и страх смерти — для столь объемных смысловых пластов драматург находит лаконичную и интересную форму, которая позволяет просто говорить о сложном.

 

ПЬЕСЫ: ДОЖДЬ-ДОМИНО

24 октября чт 12.00, Театр «У Моста» / читка

Текст: Денис Ядров

Режиссер: Алексей Романов

О чем: «Дождь-домино» Дениса Ядрова рассказывает об одном дне электриков, работающих на свалке. Но текстура рабочей жизни всего лишь фон для развития настоящей трагедии, закончившейся смертью.

Зачем смотреть: Дебют драматурга. В одно время в советской драматургии был популярен жанр «производственной драмы», однако со временем тексты о жизни рабочих были забыты.
Герой пьесы — восемнадцатилетний парень Костя, ученик сварщика Виктора, воспитываемый отчимом. События пьесы развиваются стремительно, цепляясь одно за другое, точно костяшки домино. И в итоге предельная реалистичность повествования, заданная рабочей фактурой, приходит к метафизической отстраненности.

 

ПЬЕСЫ: ТЕРАКТЫ

 25 октября пт 12.00, Театр «У Моста» / читка

Текст: Андрей Стадников

Режиссер: Юрий Квятковский

О чем:  «Теракты» — это серия вспышек-монологов 25-летнего героя, чей внутренний мир разваливается на куски, отчего он не против разрушить и мир внешний.

Зачем смотреть: Текст для исполнения — так обозначен жанр «Терактов». И действительно, невозможно не отметить его схожесть с пьесами Ивана Вырыпаева, не раз дававшему своим работам подобное определение. Но Андрея Стадникова в данном случае сближает с Вырыпаевым не только форма повествования: яркий литературный поток, замешанный на обрывках монологов, зонгах, оформленных с филигранной точностью, — но и сила внутренней энергии. Определить, кто есть герой пьесы, сложно. Пожалуй, сам текст выступает в качестве героя, а, если точнее, мощный заряд протеста, заложенный внутри.

 

ПЬЕСЫ: ТОПЛИВО

25 октября 14.00, Театр «У Моста» / в рамках презентации проекта ЧЕЛОВЕК.DOC

Текст: Евгений Казачков

Режиссер: Семен Александровский

О чем: Документальная пьеса, основанная на интервью драматурга с известным российским IT-предпринимателем Давидом Яном, ученым, лауреатом премии Правительства России в области науки и техники, основателем компании ABBYY, создателем электронных словарей ABBYY Lingvo, системы распознавания текстов ABBYY FineReader, а также первого карманного компьютера и коммуникатора Cybiko.

Зачем смотреть: Текст создан в рамках проекта «Человек.doc», спектакли которого пермяки могли видеть на предыдущих фестивалях «Текстура». Тогда героями выступали важные фигуры в области искусства, чей жизненный путь авторам проекта показался знаковым. В новой серии драматурги решили обратиться к сфере новой, о которой до этого никто не писал — к персонажам, изменившим наш мир с помощью компьютерных технологий.

История Давида Яна очень увлекательна. Настоящий ученый, прошедший школу МФТИ, с ментальностью, взращенной настоящей советской школой физиков, в итоге выбрал бизнес-путь.

Вопрос и борьба между двумя возможностями, которые дает наука: кропотливой и многолетней работой ученого, результаты которого не всегда очевидны, но меняют историю, либо помощью людям здесь и сейчас, без претензии на великие открытия.

 

ПЬЕСЫ: ДЕТЕЙ ДЕРЖИТЕ ЗА РУКИ ИЛИ НА РУКАХ

26 октября чт 12.00, Театр «У Моста» / читка

Текст: Алексей Занзинов

Режиссер: Константин Солдатов

О чем: Крепкий и мастерски сделанный текст, многослойный, с интересными сюжетными линиями, рассказывающий о жизни одной семьи: матери по имени Соня и двух ее дочерей. Сюжет напоминает известную американскую сагу «Во все тяжкие», однако от американской истории ее отличает по-русски лихое стремление к разрушению самого ценного — семейных связей.

Зачем смотреть: Пьеса одного из известнейших теоретиков и практиков «новой драмы» фатально подводит нас к важнейшей теме в современном искусстве — деконструкции семьи как одного из символов приближающегося «апокалипсиса». Мораль — в названии пьесы.

 

СЦЕНАРИИ: ЛЮДИ ДОБРЫЕ

21 октября пн 14.00 / читка сценария / Театр «У Моста»

Текст: Ярослава Пулинович

Режиссер: Евгения Боринских

О чем: Психологическая драма о людях, потерявшихся в жизни с самого момента своего рождения. Автор текста ловит их в тот момент, когда, кажется, ничего не осталось, кроме отчаянного желания найти себя и свое место на Земле.

Зачем смотреть: Ярослава Пулинович верна своим героям и авторскому взгляду, но удивительна скорость изменения уровня ее драматургического мастерства. «Люди добрые» — это произведение уже опытного автора, и, прежде всего, киносценариста, — зрелое, осознанное, выпестованное, отчего степень внутреннего диалога между зрителем и сценарием предельно высока.

 

СЦЕНАРИИ: ДНИ ЭМИГРАЦИИ

22 октября 14.00 / читка сценария / Театр «У Моста» 

Текст:  Светозар Головлев

Режиссер: Ярослав Колчанов

О чем: Речь пойдет об эмиграции, причем о той, которую среде образованного российского среднего класса принято пренебрежительно называть «колбасной». То есть когда человек уезжает не по убеждениям, а просто-напросто за лучшей, более комфортной в самом элементарном, мещанском смысле слова жизнью. Однако присмотревшись к героям сценария Светозара Головлева внимательнее, вникнув в многочисленные детали провинциального быта, не можешь отделаться от впечатления, что герои, уезжая из разваливающейся на их глазах страны, двора и подъезда, на самом деле спасались бегством от среды, которая угрожала их жизни не меньше, чем это в свое время делала чернобыльская радиация или немецкие танки.

Зачем смотреть: Редкий пример хорошего, четко артикулированного антисюжета – формы, которая ставит зрителя в позицию стороннего наблюдателя и провоцирует на самостоятельные выводы. Это особенно ценно, когда речь идет о том, что началось в «новой российской истории» еще двадцать лет назад и все никак не может закончиться, а значит, не может быть до конца осмысленно в глобальном масштабе.

 

СЦЕНАРИИ: ПРИЧАЛ

23 октября 14.00 / читка сценария / Театр «У Моста»

Текст: Шаура Шакурова

Режиссер: Анна Ефимова

О чем: Причал — история, которая только прикидывается классическим кинематографическим мифом. В ней и правда много от традиционного: структура, неспешный ритм повествования и почти ушедший из кино чистый гуманизм. Однако трюк кроется в самом корне сюжета – в его главном герое. Вопреки классическому мифу, в центре повествования «Причала» стоит не мощный лидер и вождь племен, а последний молодой житель далекого казахского аула, умственно отсталый паренек с богатырским именем.

Зачем смотреть: Сложная по своей многомерности история, которая поднимает не менее сложную по восприятию, актуальнейшую сегодня тему особых детей.  Причем автор пытается найти ключ, который помог бы посмотреть на историю людей с ограниченными возможностями социальной адаптации так, как большинству из нас хотелось бы найти в себе силы и волю посмотреть – без чувства страха и боли, но с большой любовью и улыбкой на лице.

 

СЦЕНАРИИ: МЕРТВАЯ ДЕРЕВНЯ. ЧАСТЬ II. СИКВЕЛ

24 октября 14.00 / читка сценария / Театр «У Моста»

Текст и режиссура: Роман Артемьев

О чем: Отличный пример современного сценария в жанре хоррор. В основу сюжета лег так называемый культ заложных – один из самых фактурных мифов древнеславянского язычества. За счет этого жанр, который наиболее созвучен англосаксонской и японской культурам, вдруг начинает выглядеть естественно в отечественных реалиях. Автор текста – Роман Артемьев, молодой талантливый сценарист и режиссер – давно и самозабвенно любит эстетику фильмов ужасов.

Зачем смотреть: В шорт-лист попал сиквел к «Мертвой деревне», то есть вторая часть сценария, так как первая, оригинальная, часть не соответствовала формату фестиваля театра и кино о современности – действие в ней происходило в советские послевоенные времена. Однако вторая часть «Деревни» вполне самостоятельна и может быть прочитана отдельно без потери смысла. В ней потомки героев из первой части, наши современники, попадают в историю, где они вынуждены считаться с укладом столь чуждой для них сегодня древнерусской жизни, с магией места и духовными долгами своих предков.

 

СЦЕНАРИИ: КОНТРАБАС

26 октября 14.00, Театр «У Моста» / читка

Текст: Леонид Корин

Режиссер: Руслан Маликов

О чем: Николай Скворцов – обычный городской студент. На повестке дня – восстановиться в универе и сдать на права, чтобы наконец-то сесть за руль папиной тачки. Провалив с треском экзамен по вождению, Коля чудом успевает в учебную часть университета, где получает письменное разрешение на пересдачу «хвостов». Хоть что-то ему удалось в этот день. Но утром следующего дня к нему домой заявляются люди из военкомата. Студента уводят под конвоем, не взирая ни на какие справки из учебного заведения – сейчас Николай Скворцов считается отчисленным, и для военных это шанс. На дворе – Вторая Чеченская. В основу сценария легли реальные воспоминания 19-летнего жителя Архангельска.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: