Хиппи за проектором

Сен 18 • Жизнь в городе, Интервью, Кинематограф • 1005 Просмотров • Комментариев нет

Рыба продолжает цикл статей «Назад в кино» о пермской киножизни 60-70 гг. Сегодня герой публикации Сергей Иванович Трефилов, киномеханик-анархист, меломан и бунтарь.

Гавайская рубашка, седые волосы в хвост с выбритыми висками и темные очки — хулиганское приключенческое прошлое, настоящее и, уверена, будущее. Сергей Иванович Трефилов, с 1970 по 1976 гг. – киномеханик, с юности и по настоящее время идейный анархист и индивидуалист.

Справки теряются, бюрократия процветает, многие работники «Кристалла» 60-70-х годов остались без документации, которая подтверждает их трудовую деятельность. Этот нерадостный повод ведет их в один из отделов краеведческого музея, где я и пересеклась с Сергеем Ивановичем, который в годы бурной молодости успел поработать киномехаником. О ляпах и историях его профессиональной деятельности он расскажет сам.

«Тогда поход в кино — это был праздник. И работа была хорошая»

Я маленьким мальчиком ходил еще в панорамный «Кристалл», показывали «Широка страна моя родная». А когда устроился в 70-х учеником, оборудование еще старое стояло, но уже были широкоформатные проекторы. Советских фильмов не так много широкоформатных было, в основном, зарубежные. Ну, потому что дорогостояще это было. Панорамные по этой же причине перестали работать, их было всего 3-4 по всей стране. Потом остался уже только на ВДНХ.

Мама устроила работать, мне было 15 лет, пришлось идти работать, параллельно учился. Я раздолбай был такой, хиппи, вырос уже на волне западной культурной революции, Beatls Rolling Stones, прятался от директора школы, потом от главного инженера со своими длинными волосами — они все мне их обрезать хотели.

Сразу образования у меня не было, по знакомству работал, обучался я позже, в ПТУ, за 6 месяцев. Тогда было три инженера: один главный и два сменных. Остальные были киномеханики.

Я популярностью среди девушек тогда пользовался, в кино их бесплатно водил. Еще в выходные, когда начальства нет, я их через аппаратную провожу, а там был пульт в конце зала. Вот туда девушку посажу, сидит, смотрит. Жену будущую в «Кристалл» водил бесплатно. Друзей водил, билеты покупал взрослым. Тоже так вот стоять в очередях, — долго. Ну, у меня знакомые работали в других кинотеатрах, я везде был «по блату».

Тогда поход в кино — это был праздник, в кинотеатрах очереди стояли большие. И работа была хорошая.

Ушел в армию — в эскадрилье, под Киевом, показывал фильмы. Там был свой клуб, я был почтальоном, киномехаником, зав. библиотекарем даже. Был чисто военный городок, двухэтажный клуб с актовым залом, киноаппаратной. Пленки брали в Киеве, ездили туда — там подбирали. В Киев ехали два дня, попутно там еще на футбол куда-нибудь ходили.

Потом из армии вернулся, опять в «Кристалл» пошел работать. Два года у меня был перерыв. Ну как, в профессии-то не было перерыва.

«Кристалл» изнутри

Поначалу заходишь в «Кристалл» — фойе, эстрада, сцена, раньше там ансамбли выступали перед сеансами. Потом уже студийный магнитофон был, там бобины такие с магнитной лентой, и мы крутили музыку в фойе. И в зале, когда фильм заканчивается, и перед началом фильма, и после окончания, — людей развлекали. Я помню, на нас пожаловались зрители. Мы с товарищем включили после фильма про Штрауса…ну в общем, он в Россию приехал, у него тут случилась любовь с русской княгиней, ничего не получилось, не дворянская же у него семья. Такая трагическая любовь. Люди все под впечатлением выходят из зала, а мы только пластинку купили. Они тогда дорогие были, виниловые. Мы как врубили этот Rolling Stones, они сразу к замдиректору побежали жаловаться, что мы им все впечатление о фильме разрушили. И она запретила нам вообще после фильмов музыку в зале включать. В фойе-то крутили.

В холе портреты звезд наших висели, только советские. Ну и афиши, что будет ближайшее. Перед фильмами крутили «Новости дня», Брежнева. «Фитиль» — праздник был для зрителя. «Иностранная хроника» — тоже более-менее интересно.

В «Кристалле» привозили кино на 70-мм пленке, нужно было склеивать две стороны. Специальная была работница, фильмоклейщица, перемотчица ее называли. Ну она работала только в первую смену, для нас первая смены с одной стороны праздник был, не надо было самому клеить, перематывать, то-се, с другой стороны — начальство, не покуришь лишний раз, где не положено, и прочее, прочее. И пиво не попьешь, не сходишь к буфету. С получки постоянно, ящик пива берешь. Как-то тогда мы сильно не пьянели или пиво не пьяное было, уж не знаю.

Из «Кристалла» ушел в 1976 году, когда зарплаты резко урезали. Раньше при перевыполнении плана мы 100% премии получали, 140 рублей — вместе. Это было нормально, я мог позволить себе пару раз девушку в ресторан сводить, маме дать денег каких-то там, ну и самому, на сигареты. А потом нам план резко урезали, до 85 рублей.

Я вот взял, легко уехал на Сахалин, потом по северу мотался, Хабаровский край, Приморье, все проехал. По заграницам помотался, в американской компании поработал, плотником, на Сахалине. Поездил, был в Европе: Бельгия, Голландия, Люксембург, Франция. Ну я там был, приехал, первым делом пошел на Пер-Лашез, кладбище. Как идейный анархист, я посетил могилу Махно, джима Хендрикса, Оскара Уайлда, т. е. анархистов посетил всех там. На Сахалине был организатором и участником антивоенного движения, анарходвижения, на нескольких съездах был: в Питере, в Ярославле. На Сахалине с одним немецким анархистом пытались организовать высадку на Хакайдо, когда там был Саммит большой восьмерки, с антиглобалистами. Ничего не получилось у нас. И следили за мной.

«Звуки музыки», треск телевизора и калькуляторы были в новинку

«Звуки музыки» мне нравился, «Смешная девчонка» с Барбарой Стрейзенд, музыкальный фильм, я просто помешан на музыке был в те времена, от джаза до рока, она тогда только появилась. Это было вообще новое, рок вырос на блюзе, джазе. Поэтому музыкальные фильмы я чрезвычайно любил. Исторические фильмы различные. Даже помню, «Миллион лет до нашей эры» такой был, я пацаном еще смотрел. Там динозавры и первобытные люди, ходили раз пять на него, наверное.

Потом был сумасшедший фильм «Пусть говорят», женщины всей России с ума сошли по Рафаэлю. Певец и актер, шикарный мужчина, все женщины по 40 раз ходили посмотреть, про наших мужчин забыли.

Ходили много раз в кино, по телевизору интересного не увидишь. Всякие там «Ленин в октябре», да еще хуже… Но иногда тоже фильмы хорошие были, того же Дзиги Вертова показывали, Чарли Чаплина, великого немого, я до сих пор с удовольствием смотрю. «Броненосец Потемкин» посмотрел бы еще раз — шедевр, да.

Я даже помню, телевизор отец купил в начале 60-х, тогда я жил на Комсомольской площади. В доме у 5-6 людей всего были телевизоры, работал один канал. К нам ходили люди смотреть, дети приходили толпой, мультики смотрели. А вечером — соседи, там какой-нибудь КВН или еще что-нибудь. Бабинные магнитофоны зато были, да. Я записывал «Голос Америки», там все скрипит, шумит, их глушили, и «Голос», и «BBC». Пленка порвется — запись продолжал уже руками, вытягивал. Лавсановая пленка самая крепкая была.

Помню, появились калькуляторы, первые авторучки шариковые, это круто было, а многоцветные авторучки — вообще шик был.

«Сапожники», смертельная опасность и ровный загар в жизни киномеханика

Редко были обрывы пленок, не вовремя переход делали. А делали же все вручную. Потом сделали автоматику-переход, но и там сбои были, тогда все это только начиналось. Бывает, не срабатывает. Сначала на углях работал проектор (широкоформатный). Положительный и отрицательный, и вот их сводишь, между ними дуга получалась электрическая, разводишь, в этой дуге очень яркое зеркало — и свет шел. Сидишь, подкручиваешь, а они же сгорают быстро. Бабины тяжелые, вот мы мышцы качали. Потом нам наладили автоматику, нужен все время глаз да глаз. Чуть прозевал — все потухло, в зале орут «Сапожниик!». Почему сапожники? Раньше, когда в начале века только начинали это делать, тогда пленки не клеили, не знали, чем. Особенно в деревнях, по городишкам разъезжали, показывали, а клеить-то нечем было, они шили нитками, сшивали. Поэтому сапожниками их и называли. С тех пор, с начала прошлого века и пошло это название.

Потом нам поставили ксеноновые лампы. А взрывались они ужасно, нужно было аккуратно снять кожух. Если в руках взорвет — так убьет. Пленка уже не горела, хорошо. Ну и все под напряжением, меня и током било сколько раз.

Инженеров не было в маленьких кинотеатрах совсем, только киномеханики, не востребовано там было. Были четыре категории и высшая — но я таких людей не видел, кто с высшей. Я закончил училище со второй. Не всегда инженер был, иногда я и ремонтом занимался. У нас, конечно, был инженер, Александр Федорович, ветеран войны, у него были пальцы обрублены на двух руках. И он никогда прибором не пользовался, он всегда пол-пальца вставлял, измерял напряжение, силу тока. Отдернет — нормааально, говорит. Строгий мужик был. У нас был праздник, когда мы во вторую смену работали, и его не было. Были два других сменных инженера, но они такие — и пива с нами попить, и все. Нормальные.

Загорали мы на крыше, она плоская была. Нам положено было вдвоем работать, на двух кинопроекторах. Пока ты крутишь, поставил на перемотку, зарядил, успеваешь покурить. Но мы ребята-то хитрые, мы по целому сеансу по одному крутили. Сеанс идет полтора-два часа, один отдыхает, пивко попьет на крыше, позагорает, а второй крутит. Хорошая была работа.

Ночью из кинотеатра с работы уходили — пешком, ничего уже не ходит. Хорошо, я рядом живу.


Если человек молод душой — то это навсегда и это на любой работе. Общаясь с Сергеем Ивановичем, я ловила себя и на возмущении, и на восхищении человеком: вроде как «налажать» с показом фильма — это безответственно. Но попить пива на крыше кинотеатра — это круто. Сказать честно, истории именно этого человека были самыми веселыми, безумными и очеловеченными, потому что разговор шел о времени, а уже потом — о работе.

Вечно молодые люди встречаются нечасто и кажутся счастливыми чаще других. Отсюда нехитрый вывод — творите безумства сами или заведите неадекватного друга, и будет вам счастье.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: