Как я поступила в американскую киношколу

Июл 17 • Кинематограф, Личный опыт • 7151 Просмотров • 1 комментарий

Лето — поступательная пора. Кто-то пробует свои силы и подаёт документы в российские ВУЗы, а кто-то учит язык и выигрывает грант для обучения за границей. Сегодня РЫБА попросила свою коллегу Наташу Ким поделиться своим опытом поступления в американскую киношколу.

Начало

Во время учёбы на философском факультете ПГНИУ я начала  интересоваться кино, участвовала в работе студенческого киноклуба, а потом получила работу в «Пермской синематеке». Благодаря работе в синематеке и на фестивале «Флаэртиана», я посмотрела сотни хороших фильмов и получила небольшой опыт работы в киноиндустрии. Но мне не хватало системных теоретических знаний, которые бы составили основу моего киноопыта. Участвуя в организации показов кино и дискуссий, совместно с ЛГБТ-кинофестивалем «Бок о бок», я поняла, что даже авторское кино, не говоря о голливудском кинематографе, зачастую игнорирует тему гендера и почти не отражает женский опыт. Эти и другие открытия усилили моё желание изучать теорию и историю кино.

Солнечный подоконник и апельсиновые деревья

В том кинотеатре, где я работала, проводили мастер-классы для режиссёров. Так я познакомилась с режиссером-документалистом Мишей, который сидя на солнечном подоконнике в моём кабинете однажды спросил: «А ты не думала поехать учиться за границу?».

Почему бы и нет, подумала я. Но отсутствие финансовых возможностей всегда меня останавливало. Миша, сам тогда живший в Чехии, посоветовал искать специальные стипендии и фонды, которые полностью или частично покрывают расходы на образование за рубежом.

Летом в местном Американском культурном центре проводила лекцию студентка Анджела. Она не только рассказала про своё исследование глубоких связей американского и советского реалистического искусства, но и  поделилась информацией о программе «Фулбрайт», стипендиатом которого она являлась. В отличие от других «Фулбрайт» покрывал все расходы, включая оплату образования, страховку, перелёт и жизнь в США. На заполнение заявки и подготовку пакета документов для участия в первом туре у меня ушло два месяца. Параллельно, я подтягивала уровень английского языка.

Хотя английский язык я учила со второго класса школы, но только реальная разговорная практика помогла мне получить уверенность в общении. Помимо этого, мне повезло найти хорошего американского преподавателя (оплата за курсы была почти символическая).

Роберт помог мне преодолеть языковой барьер, который испытывают многие при общении с иностранцами. Я привыкла к американскому английскому, слушая его рассказы об апельсиновых деревьях и родном штате Техас. Это очень помогло мне на экзамене и в учёбе.

На работе также появились корпоративные курсы английского, где преподаватель помогла мне улучшить навыки письма и чтения.

Я закачала в плеер примерные экзаменационные вопросы и возможные формы ответов. Я слушала разговорную американскую речь в любую свободную минуту. Кстати, YouTube также содержит сотни видео, полезных для подготовки к тестам.

Как выяснилось позже, во время сдачи GRE и TOEFL важно не просто практиковать навыки письма, чтения и речи, но и делать это в форме, предполагаемой экзаменом – засекать время, учиться давать развернутый ответ за короткий отрезок времени, читать сложные тексты, развивать словарный запас. GRE и TOEFL имеют официальные сайты, на которых можно найти примерные варианты тестов.

Будучи ужасно неуверенной в себе, я не рассчитывала попасть во второй тур и почти не готовилась к экзаменам до подтверждения моего участия. Это случилось, когда до экзаменов оставалось меньше двух месяцев. Потом последовал второй тур – экзамены, интервью и долгое  нервное ожидание окончательного решения в третьем и последнем туре.

Обычно стипендиаты программы не могут выбирать университет. Программа выбирает 3-4 ВУЗа, которые отвечают условиям заявки. В итоге я получила распределение в киношколу университета Огайо на специальность «Теория кино» (в начале года произошло объединение факультетов, и я теперь учусь в школе танца, кино и театра). Наша киношкола, в которой учится около 50 студентов, находится в маленьком университетском городке.

Студенты-теоретики помогают студентам-режиссёрам в съёмках фильмов. А по вечерам все вместе устраивают показы своих фильмов. Кстати, недавно школа вошла в десятку лучших киношкол США.

Почему США?

Один из самых важных вопросов, на который стоит ответить себе, и который часто задают во время интервью: «Почему я хочу учиться в Америке?». Хотя в моём случае причина была не одна, а несколько. Я думаю, что решающий фактор – это огромный опыт американской академии в вопросах гендерной теории. Один из ведущих теоретиков США Билл Николс считает, что феминистская теория кино изменила классическую теорию кинематографа. На вводном курсе по теории кино, который объединяет теоретиков и режиссёров, преподаватель сказал: «Вся программа курса состоит из кино, снятого женщинами. Фильмы режиссеров-мужчин вы можете увидеть где угодно. Вы можете жаловаться, но меня это не волнует». И мы изучали звук, свет, мизансцену и операторскую работу на таких фильмах как «Аквариум» Андреа Арнольд, «Почти стемнело» Кэтрин Бигелоу, «Крошечная мебель» Лины Данэм и «Пуэнт-Курт» Аньес Варда.

Преподавательницы киношколы не раз приглашали женщин, работающих в киноиндустрии (в том числе Синтию Уэйд, обладательницу «Оскара» за лучший короткометражный документальный фильм «Право на наследие»), и организовывали специальные встречи со студентками киношколы, где за чашкой кофе или бокалом вина женщины-профессионалы могли поделиться опытом работы в киноиндустрии. Помимо этого, в киношколе я прошла индивидуальный курс по теории феминистского кино, программу которого я составила вдвоем с преподавателем. Библиотека университета предоставляет доступ к современной литературе и публицистике по теме кино, а также обладает большим архивом фильмов и иных материалов.

И вот ещё, что странно — в США я стала смотреть больше российского кино, чем в России.

Как поступить?

Помимо программы «Фулбрайт», существует множество других стипендиальных фондов и программ академического обмена, которые позволяют получить образование в США, Европе, Канаде и других странах.

Есть смысл обращаться напрямую в интересующие университеты и спрашивать о стипендиях и других формах финансовой помощи, которые они предоставляют. У меня нет универсального ответа на то, как вести себя во время интервью или что писать в заявке, чтобы стать участником программы. Я советую при заполнении заявки и во время интервью не скрывать свои искренние интересы, мировоззрение и жизненную позицию, поскольку это то, что отличает каждого из нас. К своему удивлению, я поступила в магистратуру по теории кино, хотя по первому образованию я преподаватель философии.

Кино я стала интересоваться, когда в 16 лет на уроке истории нам показали фильм «Пианист» Романа Полански. Работая в студенческом киноклубе, а позже и в синематеке, я поняла огромную силу, которой обладает кино. А когда я увидела в расписании университета курс «Протестное кино», я поняла, почему меня приняли именно в эту киношколу.

Итог

Возможно, для 80% читателей моя статья выглядит как описание успешной попытки бегства из страны. Сразу скажу, что после окончания магистратуры я должна прожить два года в России (по условиям участия в программе). В России у меня осталась семья, друзья и профессиональные связи. Недавно, я с радостью узнала, что в России существует онлайн-фестиваль женского документального кино. Постепенно, в нашей стране появляется всё больше сообществ, посвящённых женщинам и их вкладу в культуру, искусство, науку и политику. Кинофестиваль «Бок о бок» уже пятый год работает в России и продолжает знакомить российских зрителей с лучшими фильмами по ЛГБТ-тематике. А в конкурсной программе национальной премии Кинотавр 2014, 8 из 14 картин были сняты женщинами. Благодаря этим и другим событиям, я с оптимизмом смотрю на приближающуюся перспективу возвращения и работы в России.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Один ответ на Как я поступила в американскую киношколу

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: