Кино и революции Оливье Ассайаса

Апр 25 • Кинематограф • 1490 Просмотров • Комментариев нет

«Что-то в воздухе» – автобиографичный фильм одного из главных французских режиссеров современности Оливье Ассайаса о своей синемафильской революционной молодости.

Оригинальное название «Après mai» («После мая»), в отличие от нашего прокатного, сразу отсылает к 1968 году. Именно в этот период разворачиваются события фильма: так называемое «похмелье» от мая 68-го. На улицах Парижа продолжают бунтовать юные «леваки» – поклонники Мао, Ленина и Троцкого. В центре всего этого – Жиль и его подруга Кристин. Они вместе со всеми занимаются распространением листовок, участвуют в митингах, расписывают по ночам здания политическими лозунгами и устраивают демонстрации в защиту арестованных студентов. Они взрослеют, увлекаются идеями, разочаровываются в них и пытаются найти себя в этом хаотичном изменчивом мире.

Частью этой «легко воспламеняющейся» молодежи в свое время был и сам Оливье Ассайас. В 1996 году его воспоминания вылились в фильм «Холодная вода», затем в 2002 году в книгу в мемуары «Юность после мая». Идею «Что-то в воздухе», по словам Ассайаса, он вынашивал уже много лет:

«Долгое время меня преследовало неотступное желание не то чтобы снять сиквел, а, скорее, продолжить и углубить тему, поднятую в «Холодной воде». Чего, по моему мнению, не хватало в «Холодной воде», так это политики, привлекательности востока, музыки, которую я слушал в то время, и, в более широком смысле, всего того богемного общества 70-х, которое и оказывало решающее воздействие на моё эстетическое и интеллектуальное образование».

kjB9096ItBA

И вот главные герои Ассайаса, Жиль и Кристин, плавно перекочевали из «Холодной воды» в следующий фильм, который режиссер наполнил отсутствовавшими элементами: политикой, музыкой и неумной энергией тех лет. В фильме нашлось место скрупулезному осмыслению политических событий, наслаждению музыкальными композициями, настроениям, вкусам, субкультурам и, конечно, кинематографу. Именно он становится в итоге тем орудием, которое начинает использовать Жиль. В этом явно прослеживается история превращения самого Оливье Ассайаса из бунтующего юноши в режиссера.

Большое внимание меломан Ассайас уделил музыке. Здесь звучит то, что было популярным в те годы и являлось символом времени: Soft Machine, The Incredible String Band, Tangerine Dream и Сид Баррет. Большой плюс, что музыка звучит не отрывками, а практически целиком, что добавляет фильму приятную пластичность.

Это определенно не революционный фильм, и много менее ностальгический, чем «Мечтатели» Бертолуччи, затрагивающий то же время. Ассайас эмоционально, но без сентиментальности создает реальность 71-го года. Без осуждения, что свойственно для «покаявшихся» участников событий 1968 года, но все-таки, это в большей степени рассказ того, кто переосмыслил и отвернулся от политики такого рода.

Dcdzjfms6ck

Картина участвовала в конкурсе Венецианского кинофестиваля, где числилась среди фаворитов благодаря отзывам критиков и была отмечена наградой за лучший сценарий.

Фильм можно посмотреть до 30 апреля в рамках фестиваля «Другое кино» в «Синема-парке».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: