Кино в 2013-м: обретения, потери и неожиданные открытия

Дек 26 • Кинематограф • 2526 Просмотров • Комментариев нет

Год утекает с крыш (кто придумал плюсовую температуру в декабре?), а «Рыба» в лице Екатерины Сабировой подводит итоги кинематографических двенадцати месяцев. И делает это не очень объективно. С наскоку.

Сейчас, за неделю до Нового года, очень трудно вспомнить, что было в прошлом январе или в прошлом апреле. Вокруг все бормочут про сериал «Оттепель» и фильм «Географ глобус пропил». Мы бы тоже побормотали, но слишком шумно. Поклонимся Тодоровскому и Велединскому и пустимся в плавание по волнам памяти.

1. Умерли Алексей Балабанов и Алексей Герман, высказавшиеся напоследок обо всем. В ожидании возможности посмотреть «Трудно быть богом» заканчивается 2013-й. Думаю, для многих этот фильм окажется острейшим откровением, и не каждый сможет его пережить.

балабанов

2. Подсчитывая потери, нельзя не вспомнить Герца Франка, покинувшего наш мир в марте. Его легендарная лента «Старше на 10 минут» стала манифестом для многих режиссеров и киношкол. Для Перми Герц Франк был особенно важен – фильмы фестиваля «Флаэртиана» созвучны с творчеством режиссера. Собственно поэтому Франк всегда был желанным гостем на «Флаэртиане».

франк

3. В России вспыхнуло движение за возрождение Синематеки как сакрального места, где живет кино. Слушаем вдохновенные речи приближенных к кинопроцессу и скрещиваем пальцы на удачу – пускай в 2014-м все получится.

ам

4. В Перми тем временем состоялся первый выпуск молодых режиссеров мастерской Павла Печенкина и Рашида Давлетшина из Пермской государственной академии искусства и культуры. Выпускников всего четверо, но счет их успехам уже ведется. Например, Ольга Аверкиева с фильмом «Блудный сын» стала победителем Dragon Forum на Краковском фестивале в Польше.

печ

5. В России показали документальный фильм «Самсара» Роберта Фрике, после которого число вегетарианцев и приверженцев эко-жизни выросло еще немного.

самсара

6. В 2013-м до наших краев доносилось эхо европейских фестивалей 2012 года, например, Каннского. Мы посмотрели картины «После мрака свет» Карлоса Рейгадоса, «Реальность» Маттео Гарроне, «Доля ангелов» Кена Лоуча, «Holy Motors» Леоса Каракса, «За холмами» Кристиана Мунджу, «В тумане» Сергея Лозницы, «Сломленные» Руфуса Норриса, «Мисима: Финальная глава» Кодзи Вакамацу, «После Люсии» Мишеля Франко и, конечно, «Любовь» Михаэля Ханеке. По этому поводу много чувствовали и размышляли.

дол

7. В Перми состоялось обучение в рамках «Киномастерской игрового кино». К нам в город со своими мастер-классами приезжали именитые сценаристы, режиссеры и продюсеры. По итогам сняты два короткометражных игровых фильма – «Манекен» и «Ма чё». Говорят, их ждет фестивальная судьба.

кино

8. Весь год мы веселились, как могли. Танцевали на вечеринках у «Великого Гетсби» и с героями «Элитного общества», летали над Парижем в «Пене дней», безумствовали на борту почти падающего самолета вместе с Альмодоваром («Я очень возбужден»), палили из пистолетов по всем врагам, выглядывая из-за плеча «Джанго»… «И весело они катились в ад», так сказать.

гэтсби

9. Эйфория сменялась страхом смерти и осенней печалью. В прокат выходили фильмы «Последняя сказка Риты» Ренаты Литвиновой, «Жасмин» Вуди Аллена (который вдруг окончательно перестал шутить и, грустно психанув, очень по-русски вручил главной героине бутылку водки). В Перми показывали «Девушку и смерть» режиссера Йоса Стеллинга, в последнее время зачастившего в Россию. На просторах твиттера появлялись крошечные жизнеутверждающие рецензии на это кино: «Главная мораль фильма «Девушка и смерть»: есть такие мужики, которые могут ради тебя только лечь и умереть».

смерть

10. В 2013-м до Перми доехал фестиваль ЛГБТ-сообщества «Бок о бок». Устраивались встречи, демонстрировались не самые крутые фильмы, обсуждались проблемы семьи. Итог: в нашем городе запустилась очень важная история о справедливости и толерантности и появилась площадка, на которой любой желающий может высказаться и быть услышанным.

бок

11. В тринадцатый раз Пермь погрузилась в мир документального кино со всего света. Самые яркие фильмы «Флаэртианы» этого года: «Единственный сын» Симонки де Йонг, «Джуниор» Син Ферстийе, «Вавумба» Йеруна Ван Вельсена, «Отец и сын» Павла Лозинского. Эти и другие фильмы фестиваля можно посмотреть в «Премьере» до ноября 2014-го.

фл

12. В этом году нам не удалось посмотреть «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша, «Выживут только любовники» Джима Джармуша, «Ревность» Филиппа Гарреля, «Три бедствия» Жан-Люка Годара, «Историю моей смерти» Альберта Серры и еще миллиард других очень классных фильмов. Возлагаем надежды на грядущий 2014-й.

джармуш

13. Зато удалось прикоснуться к настоящей красоте и подлинности. Я говорю о фильмах «Великая красота» Паоло Соррентини, «Молода и прекрасна» Франсуа Озона и двух картинах 2011 и 2012 годов, вышедших на экраны Росси лишь в 2013-м, – «К чуду» Терренса Малика и «Да здравствуют антиподы» Виктора Косаковского. Это очень разное кино, но живущее в моих мозговых трущобах рядышком, совместно. Странно, фильм о ненастоящей жизни, о подмене реальности – «Великая красота» – оказался самым подлинным и честным в линейке моих кино-открытий года.

великая красота

По долгу службы и по зову сердца заканчиваю список неигровыми фильмами 2013-го. А именно:

«Джоанна», реж. Анета Копач, Польша

Тонкое, деликатное и очень интимное кино про женщину, умирающую от рака. Несмотря на «избитость» (прости меня, Господи) темы, этот фильм нельзя назвать банальным. Он не о болезни и даже не о смерти, а о жизни и любви к жизни, которая проявляется в самых незначительных мелочах. Красивая, качественная работа оператора, внимательное и осторожное наблюдение за героями, тихое сострадание режиссера – фильм не оставляет тягостного впечатления, но и не лишает зрителя заветного аристотелевского катарсиса.

«Дневник путешествия», реж. Петр Стасик, Польша

Умное и красивое кино о путешествии по различным уголкам Польши, во время которого опытный старый фотограф обучает своего 15летнего друга-ученика всем премудростям искусства фотографии. Но, наблюдая за героями, мы понимаем, что не только о фотографии идет речь – юный ученик, слушая наставника, узнает жизнь, а наставник, в свою очередь, заражается молодой энергией своего друга. Ироничный и добрый фильм, построенный на главных культурологических архетипах: дорога, молодость и старость, жизнь и смерть, чуть ли не платоновские диалоги.

«Особая необходимость», реж. Карло Зоратти, Германия, Италия

Главный герой фильма 29-летний Энеа – аутист, мечтающий встретить женщину. Его верные друзья готовы помочь – они идут на различные ухищрения, вплоть до идеи обратиться к услугам проститутки. В поисках Женщины они едут в Германию, где находится волшебный центр, помогающий людям-инвалидам осознать, что же такое сексуальность. Однако в конце пути друзья понимают, что Энеа нужна любовь, а не просто случайная женщина, готовая обнять его за деньги. Красиво снятое кино, смотрится как игровое. Смешно и грустно.

«Что теперь? Напомни мне», реж. Жуаким Пинту, Португалия

Трехчасовое киноэссе на тему жизни и смерти, не просто тщательное самонаблюдение, но роман в традициях русской литературы, несмотря на португальскую речь и океан в трех шагах от дома. Горе, горы, красота идущих друг за другом дней, скромная и чистая интонация жизни, смиренная усталость и грядущее прощание. Борис Нелепо в «Сеансе» о фильме написал так: «Если в кино когда-нибудь и появлялось очень последовательное, рациональное доказательство существования бога, то оно перед вами».

Когда мы сможем посмотреть эти фильмы? Надеюсь, что в 2014-м, когда их фестивальные гастроли доберутся до Перми.

Окончательное завершение всей этой несусветицы внезапно очень серьезно. И если вы дочитали до конца, я вас поздравляю. Это самый важный пункт. Итак, фильм-сенсация года, покоривший все мировые фестивали. Неигровая картина «Акт убийства» Джошуа Оппенхаймера. Фильм о массовых убийствах в Индонезии в 1960-х. Точнее – об убийцах. Главные герои, не раскаявшиеся, не наказанные, с радостью демонстрируют режиссеру свои изобретения бескровного умерщвления. Разыгрывают сценки, вспоминая «бравую молодость», когда их кумирами были гангстеры из фильмов с Марлоном Брандо и Джеймсом Дином. Под конец они торжественно танцуют под водопадами, а их жертвы благодарят их за милость попасть в рай. Кино, не дающее никакого шанса на равнодушное восприятие. Убийцы танцуют у озера, на месте которого раньше был вулкан, погрузивший мир в долгую безнадежную зиму, танцуют на краю смертельной пропасти – физической и метафорической. Мне кажется, мы все танцуем вместе с ними.

Спасибо, что дочитали. Увидимся в кинотеатрах. Посмотрим «Нимфоманку», например.

 

Текст – Екатерина Сабирова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: