Свет изнутри

Сен 30 • Кинематограф, Флаэртиана 2014 • 2409 Просмотров • Комментариев нет

В рамках показа программы бельгийского фестиваля Millenium, на Флаэртиане 2014 состоялся просмотр фильма «Лабиринт возможного», отмеченный как лучший документальный фильм и получивший приз зрительских симпатий.

Соня

Свет в зале гаснет, на экране появляется название фильма набранное… шрифтом Брайля, которое впоследствии сменяется на оригинальное испанское название «El Laberinto de lo Posible» – Лабиринт возможного, если по-русски. На следующие 70 минут зритель окунётся в жизнь Сони Собератс, женщины, которая  силой своей воли, желанием и воображением, рушит всевозможные стереотипы. Дело в том, что Соня состоит в коллективе «Seeing with photography» — «Видя фотографией», которая помогает людям, обладающим проблемами со зрением, заниматься фотографией. И, да – Соня – слепой фотограф.

Соня Собератс спокойно жила в Квинсе, в Нью-Йорке  до 90-х годов — именно тогда её жизнь поменялась. От рака погибла  дочь, а спустя два года Соня потеряла и сына – тот умер от болезни Ходжкина. Сама она болела глаукомой, от стресса болезнь прогрессировала, постепенно Соня теряла зрение, пока совсем не ослепла. До этого никогда не занимавшаяся фотографией, в 2001-ом году она решила посетить фотокурсы. Несмотря на то, что героиня крайне редко фотографировала до того, как ослепла, у неё было прекрасное воображение, а потеря одного из шести чувств лишь стимулировало его. Воображение помогает ей создавать желаемую «картинку», которую она с помощью ассистентов воссоздаёт в студии.

Свет изнутри

В одном из эпизодов знакомая Сони попросила сделать  семейный портрет. Соня приходит к ним, они идут в комнату с большим обеденным столом, огромным зеркалом на стене позади  и небольшим количеством мебели и шкафов (на полке одного из них стоит портрет Бродского – что, как и акцент и стиль приветствия намекают на национальность хозяйки). Дети недоумевают – как слепой человек может фотографировать?! Нельзя обвинять их в эйблизме* или непонимании, о таком действительно слышишь нечасто. Но вот Соня начинает работу – она осторожно щупает всё, из чего собирается «строить» кадр – героев, мебель, бутафорию, запоминая каждую деталь. Руки заменяют ей глаза и она строит сцену с их помощью. Как только процесс построения заканчивается, свет потухает, в комнате становится абсолютно темно. В руках фотографа загорается фонарик и освещает всё, что, по мнению автора, должно быть на снимке. Создание такого  кадра – крайне долгий и утомительный процесс, но это терапия, и по словам Сони, она забывает в этот момент всё вокруг.

«Каждый из нас может осветить мир, и никто не подозревает об этом»

«Каждый из нас может осветить мир, и никто не подозревает об этом» — говорит Соня. Без света в физическом плане фотографии не существует. Но опыт Сони показывает, что ни в коем случае нельзя забывать про свет внутри человека, который и помогает ей создавать потрясающие кадры.

Если подытожить, кинолента, несмотря на грустную тему, смотрится легко и заражает даже не позитивом, а верой в человеческие способности. На слёзы пробивает не только трагичная история героини, но и то, с каким мужеством и отвагой она забывает про свой недуг с помощью искусства. Будет неправильно не упомянуть прекрасную операторскую работу и потрясающе подобранный саундтрек. Такой фильм стоит показывать в широком прокате, чтобы он смог освещать жизни людей и доказывать, что выход найдётся из любого лабиринта.

Город

*Эйблизм (ableism) — это одна из форм дискриминации или социального предубеждения против людей имеющих статус инвалидности; использование стереотипов и ярлыков об инвалидности; негативные предположения об инвалидности в повседневной жизни.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: