Мертвец уходит, вы уходите следом за ним

Фев 25 • Всё о музыке, Интервью, Книжная индустрия • 2570 Просмотров • Комментариев нет

«Рыба» продолжает книжный проект. До начала катаклизмов в магазине «Пиотровский» мы успели встретиться с Леонидом Именных и поговорить про стихи Олега Пащенко и про то, как создавался его проект «Искусство ухода за мертвецами».

Я сначала хотел набрать тут много разных книжек, и про них рассказывать, но потом ты мне подала эту идею насчет Олега Пащенко, и я подумал: как я сам до этого не додумался? И я решил, что если брать Пащенко и его «Искусство Ухода За Мертвецами», то больше никого. Для меня это очень личная тема. В общем-то Пащенко — это человек, который меня в свое время вывел в некую активную стадию жизни.

Когда-то давно я наткнулся на его сайт, который в свое время был для всех таким… какой антоним к «говну на вентилятор»?

[Бальзам на душу?]

Да, бальзам на душу. Этот сайт, conclave.ru, был для нашего поколения середины нулевых бальзамом на душу. Он сделан на флэше и он очень крутой. Этот сайт со всем его сообщением, одновременно мрачным, ироничным и серьезным, при том, что я до конца тогда не понимал, что это и почему, попал куда-то очень глубоко внутрь, и я захотел узнать, что за человек за этим стоит.

Я начал читать жж Олега Пащенко. Там были практически все стихи, которые есть в этой книге, в разное время я их узнал, и в этом смысле «Искусство Ухода За Мертвецами» — это некая сумма моего знакомства с Пащенко. Потом постепенно я умудрился познакомиться с Олегом лично, и даже стать причастным к выходу этой книжки.

Тут есть ряд текстов, практически настольных, которые я заучил и периодически себе повторяю. «Хорошие люди», например:

Мы хорошие люди, но, оттого что умрём,

наши мысли черны как линдтовский шоколад эквадор.

После пробежки в лесу в нашей крови эндорфин,

мозг — аж весь в синих молниях от кислорода.

Смертный страх чёрен как шоколад эсхатон.

Скоро весь шоколад остынет и мёд зацветёт.

Я как будто ополовинил бутылку

крепчайшего клейна высшего качества.

Как если бы дыры всех бубликов,

съеденных мною, зияли в моём животе,

чёрные, как шоколад эквинокс.

Как будто бессмысленно беспрестанно

перелетают с места на место пули.

Приподнимешь веко — получишь пулю.

Я называю это экологическим злом,

адским аикидо, злом без энергозатрат:

куда-то лететь бессмысленно и бесконечно,

чтобы просто воткнуться в чей-то лоб и живот.

Сердце чёрное в синих молниях как ялдабаот.

Счастье, что я не кардиохирург и не авиадиспетчер.

Сердцу радостно оттого, что мы хорошие люди.

[Как получилось, что ты делал музыку к этой книге?]

Это вышло отчасти случайно. Я познакомился с музыкантом Алешей Базуновым, который делал музыкальное оформление для conclave.ru. Тоже через жж. Мы общались, я ему естественно рассказал о своей большой любви к творчеству Олега, и Алеша сказал: ну, давай, напиши ему, скажи, что от меня, предложи свои услуги как композитор. Так мы и познакомились с Пащенко. Причем, надо сказать, что письмо это я готовил года два. То есть тогда мне было совсем мало лет, и я очень стеснялся. Да я и сейчас очень стесняюсь. В общем, я написал письмо, и мы стали общаться. И было большим счастьем передать резонанс, который вызывают во мне в эти тексты, через музыку.

По целому ряду причин было важно сделать эту книжку именно синтетической — с фотографиями и музыкой. «Искусство Ухода За Мертвецами» — это дуэт супружеской пары Пащенко-Вишневская, и они уже делали до этого вместе книжку «Они разговаривают», где Янина Вишневская представляла свои тексты, а Олег их иллюстрировал. А здесь все наоборот — его стихи, ее фотографии.

Музыка тоже стала важной частью всего этого, потому что Олег до какой-то степени аудиал. У него очень много, и в текстах тоже, диалога с сибирский панком. Та или иная музыка в разное время выражала для него духовный поиск, и там было очень много всего: и блэк, и электроника, и эзотерический рок. Блэк, вся эта мрачная эстетика, — это вообще что-то из юности, что продолжает быть для Олега важной энергетической субстанцией. Даже несмотря на весь тот антихристианский пафос, который есть в блэке, сама форма и состояние, которое стоит за этой музыкой, понятное дело, глубже, чем противопоставление сатанизма и христианства. И, в общем-то, оформление «Искусства ухода за мертвецами» решено как оформление альбома блэк-метала — черно-белые фотографии, вкрапления красного, вариации на тему характерного логотипа блэк-металлических групп. Для сравнения:

Ранняя версия логотипа (olegpaschenko.livejournal.com)

Логотип группы Darkthrone с сайта blackmetalnation.blogspot.ru

Причем, парадоксальность книжки как раз в том, что, несмотря на оформление, стихи-то христианские.

Музыкальное сопровождение к «Искусству Ухода За Мертвецами» делали в итоге все друзья Олега. Он позвал всех, кто мог в определенной степени солидаризироваться с его стихами. Я до сих пор продолжаю писать музыку и хочу сделать по отдельному треку для каждого тексту. Это не графоманская интенция. Для меня все этой действительно очень важная история.

Полную виртуальную версию книги «Искусству Ухода За Мертвецами» и саундтрек к ней можно найти здесь.

Фото — Марина Аглиуллина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: