ММКФ-2013: Польша, Балканы, Россия, Иран

Июн 26 • Кинематограф • 1267 Просмотров • Комментариев нет

Несмотря на будни и жару ММКФ собирает полные залы, а временами даже набитые битком. Искренне радует интерес людей к хорошему авторскому кино (камень в огород пермского зрителя).

Режиссёр Альберто Мораис участвует в этом году в основном конкурсе с фильмом «Портовые ребята». В 2011 году он уже увез с фестиваля главный приз за фильм «Волны». Примечательно, что его второй игровой фильм является неким откликом на прерыдущую работу. Дедушка просит внука отнести армейскую куртку на могилу своего товарища. Внук выполняет поручение деда, тем самым помогая исполнить ему долг.

Портовые ребята, реж. Альберто Мораис

Мораис своим фильмом затрагивает тему памяти через связь поколений: когда внук делает за деда то, что сам дед сделать уже не в силах. Это крайне важная сейчас тема для Испании, когда память о прошедших событиях стирается в затянувшемся переходном периоде. Чрезвычайно сдержанная картина с особым киноязыком. Большие грустные глаза главного героя. Минимализм в кадре и в диалогах. Было бы логично видеть этот фильм победителем в этом году, только маловероятно, что продолжение фильма, уже когда-то взявшего первый приз, имеет такие шансы.

Режиссёр фильма "Портовые ребята" Альберто Мораис и исполнитель главной роли Омар Крим

Режиссёр фильма «Портовые ребята» Альберто Мораис и исполнитель главной роли Омар Крим

Еще в основном конкурсе этого года представлена одна южнокорейская картина. Свою дебютную полнометражную работу «Ливанские эмоции» представил режиссёр Чон Ёнхён. Наверное, особенностью современного корейского кино можно назвать обилие жестокости (нельзя не вспомнить «трилогию мести» Пак Чхан Ука и работы Ким Ки Дука).

Исполнитель главной роли в фильме "Ливанские эмоции"

Исполнитель главной роли в фильме «Ливанские эмоции»

Данная картина тоже не обошлась без сломанных конечностей, разбитых лиц и металлического капкана на ноге главной героини. Девушка спасается бегством от мужчины, бежит через снег, поля, леса и попадает в капкан. Услышавший её крики молодой человек помогает ей спастись. Такая вот встреча двух персонажей на стадии жизненного спада обоих. Название «Ливанские эмоции» с Ливаном никак не связано, пояснил режиссёр. Но ведь у каждого в жизни бывают такие эмоции, которым сложно дать имя, так почему бы не назвать их «ливанскими».

Пресс-конференция после фильма "Ливанские эмоции". В центре главный актёр, справа режиссёр

Пресс-конференция после фильма «Ливанские эмоции». В центре главный актёр, справа режиссёр

Один из самых ожидаемых лично мной конкурсных фильмов – сербский «Мамарош». Для нас балканское кино – это прежде всего Эмир Кустурица, и его влияние не может не быть заметно в фильмах режиссёров этих стран. Так вышло и с этой лентой. «Мамарош – это я, маменькин сынок,» – говорит режиссёр, который приехал на фестиваль вместе со свой старенькой мамой. Данный фильм основан на их собственной жизни, и даже самые невероятные детали – истинная правда.

Режиссёр фильма "Мамарош" Момчило Мрдакович с матерью

Режиссёр фильма «Мамарош» Момчило Мрдакович с матерью

Главные герои истории – сын и мать – всю жизни живут вместе, вместе смотрят кино (сын работает киномехаником) и вместе переживают все происходящие военные события. Как раз таки из-за этих событий им приходится эмигрировать в Америку, но находят они её совсем не той, какой видели в фильмах (режиссёр не упустил возможность поиронизировать над этим). Их жизнь – плотный сплав трагедии и комедии. И вроде бы кино о судьбе беженцев должно быть грустным, но вот только зал каждые 15 минут взрывается хохотом и восторженно аплодирует на остроумные реплики матери. На вопрос, почему в фильме так много оптимизма, режиссёр заметил, что только смех и ирония помогают в такие трагичные периоды его народу. И хоть этот фильм, наполненный любовью к кинематографу и уходящей эпохе 35-мм плёнки, сложно назвать серьёзной фестивальной работой, он вызывает очень добрые эмоции и желание обнять человека в соседнем кресле.

"Дорожный патруль", режиссёр Войцех Смаржовский

«Дорожный патруль», режиссёр Войцех Смаржовский

Польское кино всегда было в чести на фестивалях, особенно на ММКФ. Это и «Кинолюбитель» Кшиштофа Кесьлёвского, и «Земля обетованная» Анджея Вайды, это и многие другие картины. «Дорожный патруль», польский конкурсный фильм этого года, также имеет все шансы на победу. Многие всерьёз называют его «лучшим на данный момент». Сюжет – вполне реалистичная история о коррупции среди полицейских в современной Польше.

Съёмочная группа фильма "Дорожный патруль" (режиссёр справа)

Съёмочная группа фильма «Дорожный патруль» (режиссёр справа)

Особенностью фильма является необыкновенный операторский ход: столкновение фактур. Здесь используются съёмки на все виды камер: профессиональные, скрытые, камера компьютера и телефона. Умелый монтаж смешивает этот материал в динамичный и провоцирующий документ о современности. Фильм уже заявил о себе в Польше, став национальным рекордсменом по прокату, а в мире пользуется таким интересом у жюри международных конкурсов, что ММКФ с большим трудом удалось заполучить картину.

РОЛЬ, реж. Константин Лопушанский

Второй российской лентой, представленной в конкурсе, является «Роль» Константина Лопушанского (первая – «Иуда» Богатырёва). История о гениальном актёре, решившем, в согласии с идеями символизма и эпохи «Серебряного века», прожить чужую жизнь, а точнее, сыграть ее словно роль, воспользовавшись случаем, который предоставила судьба.

Константин Лопушанский, режиссёр фильма "Роль"

Константин Лопушанский, режиссёр фильма «Роль»

И он сыграл, и он настолько влился в роль, что ему «даже начали сниться чужие сны». Только время для его «спектакля жизни» выпало не самое удачное – конец Гражданской войны в России. Время, когда за подобные эксперименты можно было лишиться жизни. Но он доиграл свою роль, где его ждал трагический финал созданной им же самим пьесы.

Съёмочная комнада фильма "Роль"

Съёмочная команда фильма «Роль»

Важным событием фестиваля стал показ последней на данный момент работы председателя жюри, одного из главных современных иранских режиссёров, Мохсена Махмальбафа. Фильм «Садовник» – полудокументальное полухудожественное исследование темы религии. Взгляд на нее со стороны среднего возраста, с точки зрения молодого поколения, объективный посторонний взгляд, многослойность повествования, интересные наблюдения и ценные выводы делают этот фильм действительно важным и наталкивающим на размышления.

Садовник, реж. Мохсен Махмальбаф

Фестиваль завершится 29-го июня показом фильма «Распутин» с Жераром Депардье, а впереди ещё несколько дней бесконечных кинопросмотров и разговоров в кулуарах между режиссёрами и их новоиспеченными фанатами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: