Музыка скорби

Ноя 6 • Событийная среда, Театр • 1463 Просмотров • Комментариев нет

Недавно, в День памяти жертв политических репрессий, в театре оперы и балета была представлена «Пассажирка» Мечислава Вайнберга в концертном исполнении оперного хора и оркестра musicAeterna под управлением Артема Абашева.

Опера «Пассажирка» была закончена Вайнбергом ещё в 1968 году, но, не смотря на положительный отзыв Шостаковича, в СССР она была запрещена по политическим причинам и пролежала в столе почти 40 лет. Впервые в концертном исполнении опера была представлена в Москве в 2006 году. В сценическом воплощении «Пассажирка» впервые была явлена публике лишь в 2010 году на фестивале в Брегенце (Австрия) в постановке режиссера Дэвида Паунтни и дирижера Теодора Курентзиса. Концертное исполнение в Перми – четвертое в России.

Опера с таким простым названием «Пассажирка» на самом деле затрагивает тему фашизма и политических репрессий. Действие разворачивается в 60-е годы XX века на трансатлантическом лайнере по пути в Австралию. Бывшая надзирательница Освенцима Лиза сталкивается с выжившей в заключении Мартой, и эта встреча заставляет их вспомнить, что произошло 15 лет назад в лагере смерти.

В основу либретто легла новелла польской писательницы Зофьи Посмыш, которая сама прошла через концлагеря. Однажды, путешествуя на корабле, она услышала резкий голос немецкой туристки, который напомнил голос её надзирательницы в Освенциме. И тут Зофья подумала: как бы я поступила, если бы спустя годы после войны повстречала бывшую надсмотрщицу? Этот случай пробудил у неё тревожное ощущение того, что люди, которые работали в концлагерях, всё ещё живы и они рядом.
Сюжет оказался очень близок Моисею Вайнбергу, потерявшему в ходе Второй мировой войны семью. Вайнберг известен широкому зрителю тем, что писал музыку к советскому кино и мультфильмам, но важнейшим его произведением считают оперу «Пассажирка».
Пермская премьера оперы состоялась 30 октября в День памяти жертв политических репрессий на сцене театра оперы и балета в концертном исполнении.

Это опера про фашизм и Освенцим, про гибель личности. Несколько документальных свидетельств, слитых в целостное художественное произведение. Конечно, это уже отсылка не к самому факту, а к некой условно реконструированной действительности.

Сцена обнажена, нет никаких декораций. Всё пространство заполнили два хора и оркестр. Визуальные акценты сделаны при помощи света. Ничто не отвлекает от непосредственного восприятия музыки.

Произведение получилось очень мощным. Главное эмоциональное действие, естественно, взял на себя хор. Он передаёт внутренние переживания героев, транслирует общую скорбь в Мировом стоне. В нем содержится главный посыл оперы: нельзя забывать голос узников.

Главный хормейстер театра Виталий Полонский отмечает, что это одно из самых актуальных событий сезона. Тем более здесь, в городе, где есть мемориальный центр «Пермь-36» и о политическом терроре знают не понаслышке.

Опера исполнялась лишь однажды и пока не включена в репертуар театра.

Фото представлено пресс-службой театра

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: