«Музыканты должны делать музыку, а не придумывать пиар-ход»

Фев 9 • Всё о музыке, Интервью • 1841 Просмотров • Комментариев нет

«Рыба» поговорила с Иваном Степановым, солистом пермской группы «Упалинаушиs», о музыкальной конкуренции, плюсах акустических концертов и о том, почему люди до сих пор хотят играть музыку.

Сегодня у вас будет концерт в Культурном Диване. Раньше было огромное количество концертов пермских музыкантов, а сейчас нет, все куда-то делось. Почему так?

Конкуренция. Не выдерживают пермские музыканты конкуренции варягов.

Даже внутри?

Тут проблема какая получается — билет на концерт привозного чувака и на концерт пермского стоит одинаково, а людей, которые ходят на концерты не волнует, что выступления привозных ребят полностью спонсируются и и стоят совсем не тех денег, которые они платят. Поэтому конкуренция никак не выдерживается. У нас другие условия.

Тут проблема — билет на концерт привозного чувака и на концерт пермского стоит одинаково, а людей, которые ходят на концерты не волнует, что выступления привозных ребят полностью спонсируются и и стоят совсем не тех денег, которые они платят

А площадки? Многие жалуются, что у нас помещений нормальных нет.

Мы хотим опробовать клуб «Территория 44». 28 февраля там пройдёт презентация отремастеренного альбома группы «Хмели-Сунели». Есть такой фестиваль «Камва», которым руководят Наташа Шостина и Эдуард Андриянов. С их подачи был сделан ремастеринг альбома пермской группы «Хмели-Сунели», единственный альбом, который был записан. Его Женя Чичерин записал, незадолго до смерти. Он записан неплохо. Отмастерил его в Лондоне чувак, который делал мастеринг для каких-то альбомов Depeche Mode. Презентация этого диска как раз пройдет 28 февраля в клубе «Территория 44». Там будем играть мы, «Чехов друг», «Трамонтана» и «Туман». Я надеюсь, что «Территория» окажется хорошим клубом. По крайней мере, это единственный вменяемый клуб с точки зрения оборудования.

Мне Наташа еще в прошлом году звонила и прощупывала почву. Спрашивала, будем ли мы в этом участвовать. Загвоздка была в следующем — от нас просят кавер на «Хмели-Сунели», а мы играем совсем другую музыку. Изначально планировался сугубо кавер концерт, поэтому мы сомневались. А теперь условия поменялись: полчаса времени, два кавера, а остальное — свой материал. Это другое дело. Переделаем как-нибудь «Хмели-Сунели», думаю, что будет не узнать.

О «Хмели–Сунели» знают гораздо больше, чем о многих других пермских группах. До какого-то времени они были единственной пермской группой, известной за пределами города. До появления репера Сявы.

В идеале, наверное, каверы должны быть в стиле группы, которая их исполняет. Это же не оригинал.

Я думаю, что да. «Хмели-Сунели», конечно, были прорывом в Перми. Тем более, что аналогов в России не так уж и много. Но теперь, конечно, это немного олдово воспринимается — 15 лет уже прошло.

Цель концерта — чтобы люди узнали об этой группе?

На самом деле о «Хмели–Сунели» знают гораздо больше, чем о многих других пермских группах. До какого-то времени они были единственной пермской группой, известной за пределами города. До появления репера Сявы.

Вообще получается, что пермских музыкантов не так много осталось. «Упалинаушис», «Трамонтана», «Чехов друг» — вы давно существуете, а из молодых и новых ничего выдающегося нет. Или есть кто-то?

Я не знаю, как-то сейчас за этим не очень слежу. Одно время появлялись какие-то молодые группы, которые начинали интенсивно продвигаться, как те же Metaxy, которые были везде и говорили: «Слушайте нас, мы такие классные». Даже не всегда у них что-то удачно получалось, но все равно они выступали, так или иначе. Поэтому их сложно было не заметить, особенно если ты во всей этой кухне варишься. А сейчас таких групп я не вижу.

Если 1 000 лет назад героями были воины, то теперь это музыканты и спортсмены.

Многие пермские коллективы распались. Почему так происходит и чем продолжают заниматься бывшие музыканты?

У кого-то есть музыкальное образование, а у кого-то нет. Кто-то адекватный, а кто-то не очень. Адекватен тот, кто бросает пермскую музыку. Ведь это такая штука, которую надо тащить. Нужно отрекаться от каких-то вещей для того, чтобы продолжать этим заниматься. Почему молодые люди обычно начинают заниматься музыкой? Потому что они смотрят клипы, раньше по MTV, сейчас на Youtube, читают Pitchfork и видят, какие там классные в Америке ребята, как у них все классно, как хорошо они записаны и как они становятся супер-героями. Если 1 000 лет назад героями были воины, то теперь это музыканты и спортсмены. А когда доходит дело до практики, то происходит по-другому. Едут ребята на «Евро-рок», какие-нибудь молодые и амбициозные, думают, что они самые классные, самые умные, офигенные. И это хорошее ощущение. Так молодые музыканты и должны себя чувствовать. Но когда они приезжают и видят, что какие-нибудь сопляки гораздо младше них играют намного круче, происходит сильное переосмысление. Музыкой реально надо жить, чтобы продолжать играть.

Вы в Москву на концерты ездили, какую-то популярность за пределами города набираете?

Не особо. Да, мы ездили, отыграли два концерта — в почти пустых залах. Такие поездки тоже нужны. Главное, что один концерт окупил всю эту поездку. Мы уже ехали туда на гонорар. С коммерческой точки зрения мы остались чуть-чуть в плюсе.

Когда они приезжают и видят, что какие-нибудь сопляки гораздо младше них играют намного круче, происходит сильное переосмысление. Музыкой реально надо жить, чтобы продолжать играть.

Но горячей экспансии куда-то еще нет?

По-идее, надо бы этим заняться. Но мы музыканты и мы делаем музыку. У нас головы озадачены не тем, как придумать крутой пиар-ход, а тем, где раздобыть желанный синтезатор или педаль. Для нас это более ценно. Хочется больше концертов в клубах, которые позволят добиться качественного звука. Где мы можем сейчас взять и отыграть концерт? В каком-нибудь BlackBar, в Custom House, всякие такие непонятные места, где вообще нельзя играть музыку. Они просто не предназначены для этого. Как бы ты там головой о стену не бился — нельзя добиться комфортного звука.

Может ли это быть причиной того, что люди перестали ходить на концерты?

Да, это очень влияет и на желание ходить на концерты, и на отношение к группе. Когда люди едут на концерт западных групп, которые заказывают космический райдер, они получают хороший звук. У нас только один раз выполнили весь наш райдер — когда мы поехали играть в Ижевск, в клуб «Шувалов», это что-то типа нашего ветра. Мы пришли и офигели. Все поставили, что у нас написано. Выполнили все. Но проблема в том, что они все поставили, а пользоваться всем этим у них в клубе никто не умеет. И там не было своего звукорежиссера.

Говорят, что Ижевск в плане музыки стал очень развиваться.

Он и раньше был хорош. А в Перми и площадок нормальных нет, и аудитория ленивая. Вот в «Территории 44» все хорошо и со звуком, и со светом, но аренда… Хочешь сделать там концерт — будь добр за вечер выложить 40 тысяч. Это нереально при наших бюджетах.

А вообще есть какая-нибудь разница между акустическим концертом и концертом в полную силу в плане отдачи?

Меньше аппаратуры. Чем меньше музыкальных составляющих, тем лучше их слышно, тем меньше требований к помещению. Например, если здесь играют просто клавиши и голос, то многие проблемы можно исправить убавлением громкости. Это проще контролировать. А чем больше инструментов, тем сложнее.

В субботу в «Культурном диване» будет мой акустический концерт. У меня накопилось достаточно много материала, который по тем или иным причинам мы с группой не играем. Какие-то старые песни, которые концептуально не подходят, либо то, что мы не успели еще закончить, либо медленные.

А если бы у вас был отдельный человек, который занимался бы менеджментом вашей группы, была бы жизнь лучше?

У нас есть свой звукарь, а вот менеджера нет. Менеджер, естественно, делает жизнь группы насыщенней и лучше. Но что-то не видно таких отчаянных людей, которые согласны в Перми заниматься менеджментом.

Ну, есть же такие люди, которые за идею работают.

Ну, да, далеко за примером ходить не нужно. Наташа Шостина с компанией — молодцы. Они давным-давно устраивают тут движуху. И то, что у них все срослось с «Камвой» — это здорово. Я принимал участие в фестивале на заре всего этого дела и видел трудности, с которыми они сталкивались. Сейчас у них стало все более или менее стабильно. Хорошо, что они держатся,  хотя это даётся им нелегко.

А нет такого ощущения, что публика как-то не так воспринимает ваше творчество? Или творчество слишком субъективно для восприятия? До вас же доходят отзывы.

Все воспринимают что-то исходя из своего опыта. Если человек слышал только «Мумий Тролль» и Стаса Михайлова, то он начинает сравнивать только с ними. Услышал нас и сказал: «О, Мумий Тролль». Услышал еще кого-нибудь — о, Стас Михайлов. Чем больше у человека опыта в прослушивании музыки, тем более тонкие градации он может использовать. Опытный человек, послушав нашу музыку, скажет: «О, тут чуваки взяли с Radiohead, тут с Coldplay, тут с Земфиры». Любой человек, который воспринимает какую-либо информацию, сравнивает ее с тем, что он раньше видел. Что-то совсем новое сложно придумать. Все можно со всем сравнить. Нас сравнивали с группой «Звери», с «Мумий Тролль», с Brainstorm. Из всего этого я против только «Зверей». «Звери» — это явно перебор.

Все воспринимают что-то исходя из своего опыта. Если человек слышал только «Мумий Тролль» и Стаса Михайлова, то он начинает сравнивать только с ними. Услышал нас и сказал: «О, Мумий Тролль». Услышал еще кого-нибудь — о, Стас Михайлов.

А бывает стыдно за группы, звучание которых экспортируют за пределы Перми?

Да нет, каждому свой путь. Ведь и Чика из Перми, и рэпер Сява сами-то по себе люди адекватные и вменяемые. Что Слава, что Аня. Их устраивает такая ситуация.

Ну, а в принципе, культура в Перми развивается или гаснет?

Она продолжается. «Культурная революция» расширила возможности и привлекла инвесторов. Появилось поколение, которое привыкло ходить на концерты, выставки, спектакли. Но людей надо заманивать туда качественным продуктом. А мы очень стараемся делать такой продукт.

Текст — Марина Аглиуллина, Святослав Иванов

Фото — Людмила Хасанова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: