На все глаза зритель

Сен 17 • Жизнь в городе, Интервью, Кинематограф • 1254 Просмотров • Комментариев нет

Рыба продолжает цикл статей «Назад в кино» о пермской киножизни 60-70 гг. Сегодня герой публикации – Сергей Юрьевич Конев, уникальный человек с архивной памятью, влюбленный в кино.

Представьте себе идеального зрителя – он помнит года выпуска фильмов, актерские составы, детали и сюжеты, начиная с дошкольного возраста. Живой каталог российской и зарубежной кинематографии – Сергей Юрьевич Конев. Много путешествует, стремительно и часто широким шагом проходит расстояние от Садового до киноцентра «Премьер», приходит посмотреть и «новенькое», и «старенькое».

В первый раз моего очаровательного собеседника я заметила в кинотеатре «Премьер», когда он оставлял свои рекомендации для клуба «Ретро»: что показать в следующем месяце, на какие фильмы обратить внимание. Джинсовка, свитер в полоску, который я видела где-то на островке Zara-Bershka-Stradivarius, через плечо – неизменно спортивная сумка, быстрый, чеканный темп речи. После пары бесед решено было устроиться более основательно на Компросе. Выцепила Сергея Юрьевича из бесконечного конвейера командировок и получила приятнейшую беседу о киножизни Перми времен детства и юности собеседника.

«Кинотеатральное» детство

До школы меня мама водила в кино, в школе тоже были походы. Я помню американский фильм «Храбрец», отличный, о мексиканском пареньке, который вырастил такого хорошего бычка…а его потом решили взять для корриды. Это мы ходили в кинотеатр «Художественный», «Триумф». Мама эту картину смотрела раза два или три, и меня повела. Он, конечно, произвел неизгладимое впечатление. Мне и страна очень понравилась, Мексика, я ее запомнил и сразу захотел там побывать. Там, кстати, в Мексике, кинотеатры не ахти, я там был.. Это был 1960 год, меня мама аккурат перед школой решила взять с собой. Выглядел зал достаточно просто: с ярусом и балконом. Мы сидели всегда внизу, ярус не любили. Мама говорила, что «Триумф» был самый любимый, народный кинотеатр, она говорила: «Я с детства туда хожу, еще маленькая была, пятилетней девочкой уже туда ходила».

В 1968 году — волнения во Франции, а у нас идет «Анжелика», от 16 лет. Огромные очереди, а мне было 12 лет, я выпендрился, надел американские джинсы, болониевый плащ, который мне велик. На входе стоял милиционер, всех «фильтровал». Со мной была мама, одета очень красиво, дорого, держала меня уже не за руку, а под руку, мы прошли. Так, мимикрия была под взрослого. Я был важный, иду с подвернутыми джинсами. Это была премьера, все старались пролезть на «Анжелика и король», поэтому и поставили милиционера, да и шла она только в «Кристалле» сперва. Позже, конечно, и в других кинотеатрах шла, но там была копия похуже.

В школе нас водили на политфильмы. На «Синюю тетрадь», поголовно. Болен, не болен — обязательно, хочешь — не хочешь — все равно идти надо было, 100% посещаемость была. Там и вступление было, пионервожатая рассказывала, как Ленин в шалаше жил, чтобы мы с вами, дети, жили очень хорошо.

Фото взято из группы «История Перми»

Фото взято из ВК-группы «История Перми»

«Наши кинотеатры московским совсем не уступали»

Я любил ходить во все кинотеатры. Из новых мне, конечно, «Кристалл» больше нравился, так как был панорамный. Но там и билеты были дороже, он сам по себе был по тем временам шикарный. Первый фильм, которым он открылся, — «Широка страна моя родная». Его я смотрел раза три. Показывали достижения нашей страны, очень грандиозно было, прям супер, на первом плане, конечно, Никита Андреевич Хрущев, руководящая политическая фигура партии. Был бы фильм в другом ключе, — его бы не пропустили. Все надо было именно с этих позиций показывать. Но фильм красочный, яркий, народу было много, аншлаг — и днем, и утром, и вечером. Потом был фильм «СССР с открытым сердцем», показана наша страна, жизнь Москвы и нашего балета. Фильм запоминающийся. И еще «Течет Волга» был популярный.

В «Кристалле» был буфет скудненький, пиво редко было, а так — минералка, колбаса, кофе там какой-то был приотвратный. На стенах тоже были портреты актеров. В «Октябре» — там была такая ниша с цветами, висели портреты советских звезд. В «Кристалле» старались особенно не задерживаться у кассы, зал громадный был, место твое частенько занимали, а бывало, и двойные билеты продавали, скандал там такой был. Очередь стоит, бывает, кассирше позвонят или еще что-то случится, она и продает двойные.

В некоторых кинотеатрах, например, в «Октябре», «Комсомольце», «Красная Звезда» (потом просто «Звезда») висели большие фотографии советского кино, в несколько рядов, там зрители любили узнавать: это Татьяна Самойлова, это Игорь Ильинский, это Любовь Петровна Орлова. И еще вот, например, очень много было у «Триумфа» на витринах кадров из фильмов, которые в настоящий момент идут и будут идти. В 1963 год, «Парижские тайны» висели — так это нас очаровало, актеры Жан Маре, Дани Робен, такой фильм был. Я спал и грезил попасть на него! Попал, мне было 10 лет. Это костюмная драма, погони. Дети это любят, и я любил.

«Горн», «Молот», «Комсомолец» были кинотеатрами повторного фильма, ну там новые фильмы не шли, шли уже вторым и третьим экраном. Сначала пройдут в кинотеатрах первой величины. Показывали там и детские картины. Кинотеатр «Мир», кстати, считался первой величины, там шли сразу фильмы. Смотрел там «Возраст любви». Но обычно туда не ездил, ходил в кино в центре.

В Москве вот бывал, но в кино там не очень любил ходить — по стране кино все равно разойдется и до нас дойдет. Билеты всегда были распроданы, а я толкаться в очередях терпеть не могу, выпрашивать лишний билетик. Но заходил иногда, наши кинотеатры московским совсем не уступали.

Фото взято из группы «История Перми»

Фото взято из ВК-группы «История Перми»

Кино с подвохом: политическим и криминальным

Перед фильмами обычно показывали «Иностранную хронику» и «Новости дня». Вот в «Новостях дня» показывали события нашей страны, изредка — зарубежное, «Иностранная хроника» — там все зарубежное, про военный переворот в Чили помню. Про войну во Вьетнаме — долго смаковали. Шли минут 10, пока в зал запускали, потом был юмористический журнал «Фитиль». Ой, его все так любили! Показывали и недостатки наши, в начале 60-х он уже точно был. Особенные выпуски были со съездами партии, они были расширенные, глобальные, посвященные только одной теме.

Бывало, на окраинах перед кинотеатрами, ребята, скажем прямо, из неблагополучных семей выпрашивали деньги на билет. Хорошее настроение — дашь 10, 20 коп., — сходи в кино, пацан. Бывали иногда драки, когда пытались карманы «обшманать». Это уже около «Победы», «Красной Звезды», «Комсомольца» — такое бывало сплошь и рядом. Вполне обычное явление. Там жила окрестная шпана, они ходили промышлять, насшибают денег — ну и хорошо, и на кино, и на сигареты, и на пиво. «Раздавим по бутылочке» — это тогда было модное выражение. «Пивко» — так называли, «пивасика» не было еще.

Мы еще ходили в клубы: Госторговли, ДК Железнодорожников, ДК Глухонемых, ДК Ленина — везде показывали фильмы, в пять, в семь, в девять. Дворец Свердлова показывал тоже, Дворец им. Дзержинского. Вот в них показывали более профессионально, а в клубах и пленка рвалась чаще. У клубов, конечно, и деньги вымогали больше, приходилось или договариваться, или дружить.


Сергей Юрьевич зритель, можно сказать, международный. Кругозор и карта путешествий только укрепили его во мнении, что в 60-70-х (вплоть до 1988 года, когда начался массовый развал кинотеатров города) время было преинтереснейшее для любителей кино.

Любопытно, что именно смотрели дети его возраста. Не всегда это были мультфильмы, часто школьники ходили в кино на вестерны, приключения, такие фильмы, которые сейчас цензовая политика детям бы не рекомендовала. Это подкрепляет меня во мнении, что дети и подростки понимают, осознают и воспринимают намного более глубокие фильмы, чем предоставляет суровое министерство культуры. Ну и шуточка про тонкую грань разврата между фильмами от 0+ и 3+ как нельзя лучше демонстрирует абсурдность таких рамок.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: