«Надо обязательно что-то делать – чтобы не оставлять пустые места»

Янв 21 • Интервью, Книжная индустрия • 2771 Просмотров • Комментариев нет

 

«Рыба» запускает новый проект. В уютных стенах магазина «Пиотровский» мы встречаемся с разными прекрасными людьми и разговариваем о книжках. Гостями пилотного выпуска стали Ксения и Алевтина Тютиковы.

Побродив между книжных полок, сестры Тютиковы уверенно спрашивают: «Где тут у вас колдовство и привороты?», долго копаются в нужном разделе, и, наконец, вытаскивают несколько томов. Выбор девушек символичен – «Кухня ведьм», «Повседневная жизнь колдунов и знахарей», «История человеческих жертвоприношений». Так что разговор у нас получается соответствующим – про высокую кухню, бытовую магию и важность простых материальных вещей.

Ксюша: Мне кажется, все это связано с тем, в каком направлении мы с сестрой сейчас развиваемся. Я подошла к современной литературе и поняла, что с того момента, как я прочитала последнюю книгу из этого раздела, тут все сдвинулось на эпоху вперед. Для меня имена здесь, понятное дело, знакомые, но я не владею этим полем. С тех пор, как мы ушли на кухню, мы оторвались от книг, которые развлекают или поучают. По-моему, совершенно очевидно, что теперь для нас гораздо важнее практическая значимость чтения. Идеальная книга – та, которая дает хорошие рецепты на все случаи жизни.

Аля: А вот это очень практические книги. Думаю, что в ближайшее время они даже станут для нас настольными.

Ксюша: Нам это очень важно сейчас, когда мы не можем взять и убить человека – это же незаконно – и даже не можем его засудить, потому что это тоже не в наших силах. Мы выбираем то, что пока не запрещено. Здесь есть, например, разные штуки – не наведение порчи, но какой-нибудь маленький стишок или заклинание, которое можно выпалить человеку в лицо – и оно сработает. Было бы круто, если б все знали, что это не шутки. Если люди будут в курсе, что такие книги существуют, они, может, еще подумают, прежде, чем делать всякие гадости.

Или вот — «История человеческих жертвоприношений». Здесь речь о том, что от фактического жертвоприношения дело потихоньку шло к ритуальному: теперь девушек уже не сжигают. Еще тут есть что-то про подорожник. От укуса змеи, от ожога. От всего – подорожник. И все заживет.

Аля: «Кухня ведьм» — это вообще про нас. Очень хочется уже что-то такое в жизни водворить.

Ксюша: У меня вообще нет любимых книг. Раньше были те, что производили на меня большое впечатление, но потом мне казалось, что я о них столько думаю, что выдумываю уже какие-то вещи, которых на самом деле там не было. А потом я поняла, что мне просто не интересно читать. У меня простое образование. Не история там или философия, а почти физика, и меня интересуют понятные земные вещи. Иногда хочется, чтобы тебе простым языком сказали, что делать в той или иной ситуации и как себя защитить, и чтобы ты был уверен, что это сработает.

Так, надо о чем-то позитивном сказать…

Аля: А это не позитивно, по-твоему? Я, например, черпаю в этом силы. Иногда важно перестать заниматься саморазрушением и найти новое применение своей энергии.

Ксюша: Да, нам надоело уже рыться в себе.

На самом деле у нас только сейчас появилось время чем-то заниматься. Мы начали куда-то ходить, где-то бывать. Скоро еще читать снова начнем, тогда и приходите. Пока мы вам можем рассказать только про то, как печь кексы. Ну, я даже не знаю, что еще сказать…

Аля: Пожелай всем, чтоб читали полезные книги и черпали знания.

Ксюша: Нет, кому нужно черпать – пусть черпают, пусть ходят в библиотеки, как мы раньше, и просиживают там, и черпают, черпают, если чего не знают – пусть узнают, пусть мучаются, разрушают себя, страдают. К чему все эти книги-то ведут? Ни одной же нет, чтобы я в конце вся радостная и вдохновленная сказала «ох, класс!» и пошла что-то делать. Или это я какие-то не те книги читала. Все время же прочитал что-то – и началось: всю свою жизнь пересмотрел, передумал, понял, что жил неправильно. Через это каждый, конечно, должен пройти. И если ты через это проходишь и приходишь к чему-то новому, то это хорошо. А если продолжаешь просто читать и читать – то книг же миллиарды, и этого никогда не охватить.

Аля: На самом деле я много всего интересного из современной литературы читала, но это все было давно, и как-то уже не хочется об этом. Ну, вот Горан Петрович, «Атлас, составленный небом» и другие вещи. Это такая восточно-европейская история, совершенно не похожая ни на русскую, ни на европейскую литературу. Я считаю себя человеком, воспитанным на этой литературе. Причем я как-то сама до нее дошла, не с чьей-то рекомендации или подачи. Мне очень повезло встретить в жизни эти книги, и во многом на их базе, как нам кажется, появилась концепция «Арбузного сахара» как проекта.

Ксюша: Когда Аля все это читала, книг было мало. Она покупала что-то на свою стипендию, а я была более молодым студентом и не могла себе этого позволить. Поэтому я, конечно, читала то же, что и она.

Аля: Во всех этих книгах есть очень приятная для нас идея. Раньше она казалась нам волшебной. Тот же Бротиган с его «В арбузном сахаре». Это все про места, которые могут позволить себе существовать независимо от внешнего мира, и существовать вполне счастливо. Сначала мы, как реалисты, думали, что ничего такого не может быть. В общем, действительность показала, что так оно и есть. Так что мы дали себе зарок больше такие книги не читать.

Но у Петровича есть еще один слой, очень важный, про освоение пространства. Приводятся разные сказочные легенды про то, что, если в пространстве вообще ничего нет, то там заводятся какие-то злые вещи. Мне кажется, что это очень крутая идея для начинающих. Надо обязательно что-то делать – чтобы не оставлять пустые места.

Текст – Татьяна Гришина

Фото – Марина Аглиуллина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: