Неразорвавшаяся бомба

Дек 6 • Книжная индустрия • 1240 Просмотров • Комментариев нет

Все новое — это хорошо забытое старое. Или потерянное. Как, например, «1921» — альманах «Серапионовых братьев», который был найден четыре года назад в Финляндии и лишь недавно издан в Санкт-Петербурге. 

«Серапионовы братья» — петроградское литературное объединение, возникшее в феврале 1921 года и названное в честь одноименного цикла новелл Гофмана. Учителями «Серапионов» были Евгений Замятин и Виктор Шкловский, а позже — Корней Чуковский и Николай Гумилев. В объединение входили Лев Лунц, Михаил Зощенко, Николай Чуковский, Вениамин Каверин, Николай Никитин, Владимир Познер, Всеволод Иванов, Михаил Слонимский, Константин Федин, Елизавета Полонская, Николай Тихонов.

Альманах «1921» готовился под руководством Максима Горького, который весьма лестно отзывался о «Серапионах»:

«Я ничего не буду говорить о рассказах, ибо я не критик. Но я литератор, и поэтому не могу воздержаться от желания выразить мою искреннюю радость по поводу литературного явления, которое мне кажется значительным».

Книга была готова к изданию, и авторы уже начали получать гонорары — во многом по этой причине многие из произведений публикуются впервые. Но судьба определила для альманаха иную судьбу. У издательства начались трудности, выпуск откладывался, а затем рукописи растворились в архивах почти на девяносто лет и были найдены в 2009 году Беном Хельманом.

«Серапионы», говоря о сборнике, декларировали его политическую нейтральность, но сборник получился, мягко говоря, контрреволюционным. Изображения — в разных художественных манерах и под разными углами — жизни послереволюционной России самого по себе уже достаточно. Это тот случай, когда показанные судьбы и картины повседневности говорят сами за себя.

Что ни слово — горький взгляд на современную («Серапионам», естественно) Россию, что ни фраза — хлесткая пощечина новому строю. Голод, расстрелы и грабеж, предательство и тот самый бессмысленный и беспощадный — вот что наполняет жизнь России того времени и альманах «1921».

В произведениях «Серапионов» — сомнения и растерянность, неуверенность в том, что произойдет завтра и будет ли это завтра вообще. Все это, словно в янтаре, застыло в далеком двадцать первом, и нам остается только вертеть этот кусочек камня в руках, всматриваясь с разных сторон в первоначальные, не подвергнувшиеся цензурной правке советского времени произведения.

Замыкает альманах пьеса Льва Лунца «Вне закона» о восстании в Испании. Вернее, в «Испании». Каменотес Алонсо, оказываясь вне закона, поднимает восстание, чтобы свергнуть герцога — тогда все заживут счастливо, и у них не будет «никаких законов, кроме законов чести». Трон опрокинут, народ ликует… а затем идет грабить, жечь и насиловать. А вчерашний каменотес, отрекаясь от клятвы, сам садится на трон, чтобы укрощать толпу, принимать на ее благо законы, и, в конце концов, «прославить Сьюидад кровью и насилием». А о том, что случилось после, стоит обращаться уже к учебникам истории.

Текст — Никита Баранов

Благодарим книжный магазин «Пиотровский» за предоставленную книгу

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: