Новое слово в истории фотографии

Ноя 6 • Книжная индустрия, Событийная среда • 1605 Просмотров • Комментариев нет

Недавно в Пермской государственной художественной галерее прошла лекция и презентация перевода книги Андре Руйе — философа и историка культуры.

Новая книга Руйе «Фотография. Между документом и современным искусством» — это фундаментальный труд по истории и философии фотографии, крупнейший со времен Ролана Барта и Сьюзен Зонтаг.

Фотография. Между документом и современным искусством

Возможно, некоторые из вас не сумели посетить лекцию, поэтому вот её краткая выдержка:

«Фотография зародилась в середине 19 века вместе с индустриальным обществом. Общество менялось, необходимо было новое искусство. Основа индустриального общества — замена человеческой руки на машину. Именно в это время сложилась вера в правдивость образа. Считалось, что изобретение без вмешательства человеческой руки не может врать. Это очень важно, ведь основа доверия – наука (в данном случае химия и физика). Изображение считалось правдивым, точным, как сама реальность.

Сейчас мы понимаем, что это не так; отношение к визуальному образу изменилось – нет ни одного правдивого образа, любое изображение – фикция. Причем весь 19 век фикция принималась за правду — вспомним, как фотография использовалась в качестве идеологической силы во время Первой и Второй мировых воин.

Мне часто приходилось спорить с фотожурналистами, которые были уверены в том, что они действительно объективно отражают действительность. Они придерживались точки зрения Ролана Барта, даже если не читали его. Им казалось, что они создают документ.

Любое фото – это всегда творение, воплощение некой формы, отнюдь не нейтральная регистрация действительности. Фотограф всегда взаимодействует с тем, что он снимает.

70-е годы – это зарождение искусства фотографии, и на то есть объективные причины. Фотожурналистика в это время испытывала серьёзное давление телевидения, это было связано с появлением так  называемого «прямого эфира». Не выдержав конкуренции, фотография как изобразительное средство уходит на второй план, информационные агентства разоряются, многие фотографы уходят от документалистики и начинают эксперименты над формой.

Однако в то же время существовал принцип, суть которого была в том, что произведение искусства создаётся человеком и человеческой рукой, искусство не может создаваться при помощи механических инструментов и машин.

В 80-е годы 20 века с появлением постмодернизма этот постулат снимается. Появляются и институционально фиксируются пластические искусства, где художник может использовать всё, что угодно. Фотография как произведение искусства находится в состоянии репрезентации, она отсылает нас к тому, что существует в мире. Она не воссоздает видение, а делает видимым нечто».

Сейчас Руйе заканчивает работу над книгой о феномене цифровой фотографии, которая скоро выйдет на французском языке.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: