О чём светит Рембрандт Ван Рейн

Мар 23 • Попкорн искусства • 2496 Просмотров • Комментариев нет

В сегодняшнем выпуске мы поговорим о Рембрандте Ван Рейне и таком художественном приеме в живописи, как свет.

Оказывается, свет может порадовать нас не только отличной мартовской погодой, но и стать ключом к пониманию картины. Прекрасным примером этого служит картина голландского художника Рембрандта Ван Рейна «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» — шедевр из коллекции Пушкинского музея.

Рембрандт Ван Рейн - Артаксеркс, Аман и Эсфирь

Огромное влияние на творчество Рембрандта оказал Микеланджело де Караваджо, работавший в Италии в конце XVI — начале XVII веков. Необыкновенные полотна итальянского живописца полны густых, глубоких теней. Мастер реализма вольно обращался со светом, выделяя только те части предметов и фигур, которые нужны были для замысла картины.

К примеру, на полотне Караваджо «Призвание апостола Матфея» невозможно выделить ни одного цельного силуэта. Если рассмотреть фигуру Христа в правой части картины, то мы увидим часть лица, фрагменты кисти и ноги, корпус же его растворился в тени. Если мысленно провести линию от руки Христа, то взгляд наткнется на указующий перст сидящего за столом помощника. Который, в свою очередь, продолжает линию, указывая на человека с опущенной головой — главного героя картины. Аналогичную траекторию повторяет яркий широкий поток света, указывающий на Левия Матфея. Этот свет, врывающийся в темную таверну из окна, физический и одновременно метафизический, есть символ благодати, свет любви Бога к этому человеку. Благодаря такому противопоставлению света и тени мы безошибочно находим главного героя и понимаем смысл картины. Вот он – избранный, которого зовет Иисус. Тот человек, который пойдет за ним, сделается его вернейшим учеником и впоследствии автором одного из Евангелий.

Развивая традиции Караваджо, голландец Рембрандт, разработал свою оригинальную технику работы со светом и тенью. В коллекции Пушкинского музея находится его великолепная работа «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», содержащая сюжет Ветхого завета.

У царя Артаксеркса был любимый советник Аман, человек ловкий и хитрый. Царь всегда совещался с ним. Однажды Аман задумал истребить множество иудеев, и об этом узнала Эсфирь, царица и жена Артаксеркса, по происхождению сама являющаяся иудейкой. Она решила заступиться за свой народ перед царем. Но делать это было рискованно, так как по обычаям того времени на Востоке жена не имела права вмешиваться в политику и могла дорого за это заплатить. Но царица поступила, как мудрая восточная женщина. Чтобы расположить к себе мужа, Эсфирь устроила пышный богатый пир, приготовив изысканные кушанья и вина. Она пригласила мужа и Омана, и когда они утолили голод, она произнесла все то, что собиралась сказать.

На картине Рембрандта изображен кульминационный момент, когда она смиренно ждет решения супруга: это может быть гнев, но, возможно, муж прислушается к ней на этот раз, несмотря на то, что до этого всегда прислушивался к Аману. Благодаря композиции, нам становится ясно решение царя. Он находятся в центре, и решение зависит от него. Как две чаши весов, по обеим сторонам сидят советник и жена. Но хрупкая фигура Эсфирь все-таки больше приближена к царю, чем фигура Амана. Более того, яркий свет освещает ее фигуру, в отличие от советника, находящегося в полумраке. Мы понимаем, что ее влияние сейчас гораздо сильней, и царь послушается именно ее.

Как и Караваджо, Рембрандт не дает реалистического источника света. Он нарушает физические законы, тем самым создавая своим полотном метафору: свет там, где любовь, добро и правда.

Такую простую, но вместе с тем безупречную трактовку можно применить ко многим картинам великих мастеров. Проверить, как работает метафора света и тени на других картинах — прекрасный повод посетить Пушкинский музей или ближайшую галерею искусств.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: