Одесское кинолето

Июл 18 • Кинематограф, Личный опыт, Фестивали, Фоторепортаж • 1505 Просмотров • Комментариев нет

Текст о пятом Одесском международном кинофестивале дался не сразу. Начинала писать, но оказывалось, что после вводных общих фраз получается история об украинской революции — Евромайдане, Небесной сотне погибших героев и том, как страна оказалась в состоянии войны, совершенно невообразимой для центра Европы в 2014  году.

Получается так, что большинство важных для страны событий, которые происходили с ноября 2013 года, были так или иначе связаны с Майданом и, в последствии с тем, что произошло в жизни страны за это время. Каждое нынешнее культурное событие сопровождается дискуссией о том, можем ли мы заниматься чем-то отвлеченным от политики и войны, когда в эти самые минуты страдают и гибнут наши сограждане. И это очень сложный вопрос. Каждый решает для себя сам. «Это просто всё, что мы можем» — так сформулировала украинская писательница Катерина Бабкина свою позицию по поводу того, нужны ли арт-проекты в тяжёлые для страны времена.

Была дискуссия и о том, существовать ли в этом году Одесскому международному кинофестивалю. С одной стороны, это одно из самых ожидаемых и значимых событий года для всех украинских любителей кино, излюбленное место для встреч с друзьями, а также способ интересно и не скучно провести отпуск. ОМКФ – это отличный пиар мирового уровня и для страны, и для Одессы. С другой стороны, каждая копейка сейчас нужна украинским бойцам, а пафос, присущий светским мероприятиям такого уровня, абсолютно неуместен.

Ситуация усложнялась ещё и политическими нюансами: директор фестиваля Виктория Тигипко – жена депутата от бывшей правящей Партии регионов. А после событий Евромайдана проекты, связанные с соратниками беглого президента Януковича, в нашей стране не приветствуются. Пока ещё очень свежи воспоминания о том, какими способами они пытались удержаться при власти. Всё это бурно обсуждалось на протяжении нескольких месяцев, и в конце концов плавно решилось — кто-то остался на старых проектах, а кто-то ищет для себя другие.

В поддержку ОМКФ высказались более 160 других международных фестивалей, а также сами одесситы и многие деятели искусства. По словам самой Виктории Тигипко, на пресс-конференции по поводу открытия фестиваля, это мероприятие сейчас очень нужно Украине, ведь внимание развитию кино уделялось даже во время Великой Отечественной войны. Она сделала акцент на том, что искусство способно поддерживать и боевой дух, и единство нации.

Первое впечатление от фестиваля: у организаторов получилось достойное мероприятие с разнообразной конкурсной и внеконкурсной программой, но при этом без избыточного пафоса и кутежа. Тигипко также поделилась, что на все мероприятия не потратили ни копейки бюджетных денег, а только средства спонсоров. Хотя многие прокатчики с пониманием отнеслись к сложностям организаторов и делали большие скидки. Расходы и дополнительные мероприятия урезали до минимума, оставили без корректив только количество показов фильмов – 100 со всего мира.

Церемония открытия фестиваля началась с минуты молчания в память о погибших под Луганском украинских военных.

В этом году за призы в категориях «Лучший фильм», «Лучший режиссёр» и «Лучшая актёрская работа» будут бороться 12 картин направления «арт-мейнстрим» со всего мира — Германии, Китая, Грузии, Мексики, США, Румынии, Венгрии, Польши, Израиля, России и Украины. А за призы национального конкурса — 7 полнометражных и 13 короткометражных фильмов разного жанра.

Среди членов жюри были:

— глава фестиваля независимого кино «2morrow», актриса и режиссёр Ольга Дыховичная;

— французский актёр, кинокритик и заместитель главного редактора легендарного журнала «Кайе дю синема» Жан-Филипп Тессе;

— израильская актриса Евгения Додина;

— украинский режиссёр, победитель ОМКФ-2012, каннский лауреат Сергей Лозница;

— и глава жюри — номинант на премии «Оскар» и «Золотой глобус» британский режиссёр, актёр и сценарист Питер Веббер.

В программу фестиваля кроме конкурсных картин, гала-премьер и специальных показов, вошли украинская ретроспектива «Забытые шедевры», подборка документальных фильмов о революции «Путь к свободе», мастер-классы и творческие встречи в рамках образовательного проекта «Летняя киношкола», а также традиционные open-air на Потемкинской лестнице и Ланжероновском спуске.

В этом году, как и в прошлом, для зрителей и журналистов всё осталось неизменным — много интересного кино, плотный график показов и вечные терзания по поводу того, какой из идущих одновременно фильмов выбрать. Море, которое находится совсем рядом, недостижимо из-за того, что хочется посмотреть «ещё и этот фильм, пожалуй, тоже». За три дня, которые я там пробыла, много не успеть, но что-то посмотреть удалось, оставив море для бессонных лунных ночей.

Фестиваль начался с картины итальянского режиссёра Паоло Вирци «Человеческий капитал» с ведущими современными актрисами Италии — Валерией Бруни-Тедески и Валерией Голино. То ли триллер, то ли мелодрама о любви и жадности. Для тех, кто разбирается в бизнесе, драма начинается с обещания 40% годовых, для всех прочих — с момента, когда меркантильный интерес становится значимее чувств и отношений. Человеческий капитал, как оказалось, всего лишь коэффициент при расчете страховки — сколько людей эмоционально пострадает, если с вами что-то случится.

Потом почетный гость Одесского кинофестиваля британский режиссёр Стивен Фрирз представил свой новый фильм «Филомена» в кинотеатре «Stella Artois» на Ланжероновском спуске.

Посмотреть его пришёл сам Дарт Вейдер. Ну а что? Президентом Украины стать ему не удалось, теперь есть свободное время.

Фрирз очаровал всю Одессу. Первым делом режиссёр передал зрителям привет от королевы Великобритании, а также рассказал, как им повезло, что они живут в Одессе, ведь это самый красивый город на свете. Также он попросил зрителей, собравшихся на лестнице, быть осторожней, ведь режиссёр хорошо знает, что происходит в Одессе на лестницах, сделав отсылку к «Броненосцу «Потемкин».

Позже он ещё провёл мастер-класс, где заявил, что готовился к поездке в Украину, и совершенно точно знает, что его кумир — Тарас Шевченко. Этими словами он покорил всех, кто ещё оставался непокорённым. Свою «Филомену» режиссёр называет фильмом «о темной стороне католической церкви и светлой стороне веры». Очень человечная история о поисках отобранного 50 лет назад у воспитанницы ирландского монастыря ребёнка. Рассказана она без излишней мелодраматичности и оставляет довольно тёплое впечатление. Зрители, в том числе и Дарт Вейдер, устроили фильму овацию.

Ещё одна история о поисках — российское «Кино про Алексеева» Михаила Сегала.

Сам режиссёр не побоялся приехать в Украину, и был очень тепло встречен публикой, кстати. Особо впечатлённые фанатки прямо из зала интересовались его семейным положением и планами на вечер. Сегал называет свою картину грустной историей о человеке, который «недо-» во всем, что  делает, и из-за отсутствия таланта ему для счастья просто необходим успех.

Главный герой — в прошлом известный бард, которого нашла и пригласила на радиоэфир давняя поклонница. Хотя, это ещё вопрос, кто здесь главный и о ком вообще фильм — о нём или о ней. Все истории юности Алексеева невообразимо пошлы, а её чувство к нему оказывается именно тем, о чём бард так много разглагольствовал, но вряд ли когда-то переживал.

Украинцы в зале шёпотом обсуждали, является ли показ в фильме советских времен пропагандой ценностей СССР, которой в последнее время так увлекаются в России. А я думала, что сорокалетний Михаил, как и большинство его ровесников, создают в своих работах какое-то воображаемое советское прошлое, которого, возможно, никогда и не было. Но они знают его по рассказам родителей, по фото в альбомах, и по тому самому советскому кино.

Сам Сегал отметил, что очень часто слышит комплименты воссозданной «атмосфере советского кино», но сам лично считает это оскорблением, так как намерений вызвать ностальгии по советскому прошлому у него нет, но сама история не могла произойти  в другую эпоху.

Ещё один показ, на который получилось успеть — визитная карточка ОМКФ «Кино на Потёмкинской лестнице». В этот раз там показали в сопровождении симфонического оркестра редкую немую версию фильма «Шантаж» авторства родоначальника саспенса Альфреда Хичкока. Посмотреть его собралось 15000 зрителей от мала до велика. Собственно, это тот самый редкий случай, когда можно одновременно и смотреть  кино, и любоваться морем.

Показ, на который я не попала просто из-за невероятного количества желающих посмотреть фильм — это документальный альманах «Чёрная тетрадь Майдана». Его сняли тринадцать студенток-режиссеров, им всем от 17 до 19 лет. На Майдане они нашли героев, каждая своего, и в жанрах репортажа, портрета и синхрона запечатлели человеческие истории, ставшие историей украинской революции.

По словам продюсера фильма Юрия Терещенко, формально преподаватели запрещали студентам снимать под пулями, но молодые люди с молчаливого согласия ослушались и работали. «Мне бы очень хотелось, чтобы они снимали кино о любви, а не превращались в военных операторов» – признался Терещенко. После показа мне удалось немного поговорить с двумя режиссёрами фильма — Анной Корж и Анной Лысун. «На Майдане мы, как и все, делали, что могли — готовили чай, резали бутерброды. И снимали».

А теперь немного итальянского кино. «Натюрморт» Уберто Пазолини — это кино о том, что мы все умрём. Нет, ну правда же. Можете считать это спойлером.

«Натюрморт» Уберто Пазолини — это кино о том, что мы все умрём. Нет, ну правда же.

«Столетний старик, который вылез в кино и исчез» Феликса Хернгрена. «Это ты мне сейчас фильм пересказала?»- уточнила коллега, когда я прочла ей из программки название. Но по сути, всё верно. Это кино как раз о том, что очень много людей может умереть самыми разнообразными способами, пока очередь умирать (или не умирать) дойдет до вас.

Лауреат берлинского кинофестиваля «Юность» Ричарда Линклейтера,  по мнению кинокритиков, является одним из самых смелых экспериментов современного искусства. Фильм снимался с 2002 по 2013 год, и охватывает 12 лет из жизни среднестатистической семьи. В итоге получилось 160 минут экранного времени, наполненного практически документальными деталями и реальным взрослением/старением главных героев. Такая своеобразная панорама жизни американцев. В ней нет традиционных сцен для фильмов о подростках — первых поцелуев, потери невинности. Зато есть много обыденности, за которой интересно наблюдать, чтобы просто сравнить со своей привычной жизнью.

За три часа в кресле кинозала успеваешь много чего передумать. Например, о том, как изменилась жизнь людей с того времени. О том, что режиссёры успели за последние десятилетия снять в фильмах всех возможных фриков, странных людей, извращенцев, циников, супергероев, но снова вернулись к исходной точке — историях об обыкновенных людях  и базовых, незамутнённых чувствах.

Таким показался мне и прошлогодний каннский лауреат «Жизнь Адель», который хоть и о паре лесбиянок, но связанных между собой не какой-то ситуативной близостью, а любовью, способной длится, менять этих двух девушек, открывать в них новые грани характера, делать счастливыми или несчастными.

Чем-то подобным мне представилась и «Юность», хотя она вообще не о гомосексуальности. Любовь там — отцовская и материнская. А фильм просто о жизни, такой большой, простой и сложной одновременно, в которой с лихвой хватит и радостей, и разочарований.

А напоследок подробный фотоотчёт с V Одесского Международного кинофестиваля (Рыба сердечно благодарит фотографа Дарью Игнатенко).

 

За фотографии огромное спасибо — Дарье Игнатенко.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: