Concept store в провинциальном городе: от идеи до реализации (часть 1)

Май 14 • Личный опыт • 3204 Просмотров • Комментариев нет

Меня зовут Руслан, и у меня недуг — я серийный предприниматель. Сознаю тяжесть своего положения, поэтому я здесь. Умные люди подсказали, что не следует держать все в себе, так что в своей колонке я буду делиться опытом (удачным и неудачным) создания и развития различных видов бизнеса.

Начну я с рассказа об одном из текущих проектов — магазине дизайнерской одежды и аксессуаров в Перми. Для меня и моей девушки Наташи Никулиной 2013 год начался с отпуска в Питере. Мы специально поселились на пересечении Литейного и Невского, дабы целую неделю посещать различные заведения в центре города. К тому времени моя девушка была увлечена ресторанной индустрией, в том числе и по рабочим мотивам. Поэтому наш отпуск в основном, конечно, был гастрономическим туром, и только во вторую очередь — разномастным шоппингом.

Я до сих пор уверен, что большинству пермских рестораторов не хватает банальных впечатлений и вдохновения от заведений из других городов (не говоря уже о странах), но это другая история. Обойдя с добрый десяток избранных нами заведений и встретившись с большинством питерских друзей, мы получили совет посетить ряд концептуальных магазинов одежды. К сожалению, большинство из них дислоцировалось уж очень далеко, и только один был сравнительно близко к нашему отелю. Туда-то мы и отправились.

Магазин находился в каком-то ангаре, а попасть в него можно было по стуку в дверь. Никаких вывесок не наблюдалось. Интерьер был простым, но в общем-то гармоничным: нарочито небрежно заштукатуренные белые стены, свисающие сверху лампы, вешалки, прикрепленные веревками опять же к потолку, бескаркасная мебель по углам, несколько стендов для аксессуаров и «барная» стойка продавца.

Мебели и ремонта тысяч на 50 максимум

Одежда была представлена по большей части от российских дизайнеров, но имелись и привозные китайские экземпляры, что несколько сбивало с толку. Ценники были вполне себе средние, оставили мы там около 10 тысяч рублей за несколько товаров. Однако денег жалко не было, потому что одежда была явно нестандартная, стильная и яркая. Такую в каком-нибудь Mango или Zolla просто не найдешь.

Пока любимая примеряла наряды, я все больше думал про финансовую составляющую этого магазина. Затраты на открытие явно были минимальны, механизм закупки очевиден, а спрос имелся вполне определенный. Подобную одежду в Перми никто не продавал. Чего нельзя было сказать про аксессуары и бижутерию. Много банальностей и стандартной сборки а ля «молодая мама сидит с ребенком и не знает чего делать, поэтому собирает колечки и серьги». В этом отношении ассортимент питерского концепт-стора был подобен любой пермской лавке.

Вышли из магазина, обсудили впечатления. Выяснилось, что нам обоим кажется заманчивой перспектива открыть еще один бизнес — такой же небольшой магазинчик, но уже в Перми. Уже в отеле начали серчить тему в этих ваших интернетах, запросили данные по дизайнерам, магазинам и их оборотам у разных друзей и начали прикидывать бюджеты. На первый взгляд все складывалось хорошо, средства на открытие и развитие были в наличии, дело оставалось за малым — опробовать спрос на дизайнерские вещи в полевых условиях, т.е. уже в нашем родном городе. Но, разумеется, делать выводы по одному посещенному магазину не стоило, поэтому мы отправились в лофт «Ткачи», где как раз в те дни проходила благотворительная ярмарка. Забегая вперед скажу, что именно там мы познакомились с нашими первыми поставщиками — два мастера, работающих под брендом Axiyar. В Перми уже больше двух сотен обладателей замечательных брошек и значков от этих ребят. Там же в «Ткачах» мы побывали в магазине винтажной и хипстерской одежды. Полученные впечатления еще больше укоренили наше желание открыть в Перми первый магазин подобного рода.

Вернувшись на малую родину мы продолжили углубляться в тему и искать потенциальных партнеров.

Для нас стало приятным сюрпризом, что локальные бренды и мастера начинают занимать сильные позиции в самых разных уголках нашей страны и не только

Тюмень, Тула, Екатеринбург, Киев и многие другие города уже сейчас могут похвастаться ощутимой рыночной долей одежды и аксессуаров на местном рынке. Конечно, речь идет о вполне специфичной молодежной нише, ожидать какого-то реально массового поп-культа не приходится. Чем больше «копали», тем отчетливее приходило понимание того, что Пермь в плане становления собственных брендов одежды, декора и аксессуаров плетется позади планеты всей, и это крайне удивительно, ведь талантливых ребят в городе много. В ходе общения с рядом поставщиков мы выяснили, что многие их друзья просто перебираются в Санкт-Петербург или Москву, где продвигают свое творчество уже под маркой столичных дизайнеров. Таланты у нас, мол, не задерживаются. Патриотами нас назвать вряд ли можно, но мы решили доказать самим себе и окружающим, что Пермь может быть не хуже других крупных городов, и мы исключительно своими силами в состоянии продвигать локальные бренды.

На этом этапе стоит немного отвлечься и рассказать про мою личную ошибку первичного позиционирования проекта. Несмотря на то, что я по одной из специализаций маркетолог, четко выделить сегменты потенциальной аудитории и правильно спозиционировать на нее магазин мне не удалось. В самом начале я неоднократно употреблял в текстах и речи такие ужасные фразы как «хэндмэйд» и «ручная и авторская работа».

По факту в Перми, как и в любом другом провинциальном городе, два этих определения ставили крест на всем предприятии

Различные базарные дни, мыло, свечки, колечки, плюшевые домовые, витражные картины — все это и многое другое подразумевается большинством молодых пермяком под хэндмэйдом и вещами ручной работы. Совершенно же другое понимают под дизайнерскими предметами. Потребителю нужно осознавать, что хоть его покупка и является товаром штучным и практически эксклюзивным, но производить его ни в коем случае не должна условная Клава у себя дома в перерыве между стирками пеленок. Собственное производство, контроль качества, индивидуальная разработка макетов и конструкторов, фирменные дизайнерские штрихи и фишки, коллекция сезона — те слова, которые хочется слышать покупателю. Это нормально и вовсе не зазорно. Это, по сути, определенная ступень развития творчества, уже не пресловутый «хэндмэйд», а полноценный бизнес. Самое смешное, что это очевидно абсолютно всем, но именно я облажался с определением.

О первых попытках изучения потребительского спроса в полевых условиях и о том, как мы ушли от идеи простого магазина и пришли к концепции агрегации и продвижения творческих личностей в Public Place, я расскажу в следующем материале.

Текст — Руслан Шарапов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: