Понять. Простить?

Сен 30 • Кинематограф, Флаэртиана 2014 • 1138 Просмотров • Комментариев нет

26 сентября, в пятницу, состоялся показ фильма «Холокост — клей для обоев?» режиссёра Мумина Шакирова. О нём и пойдёт сейчас речь.

«Что такое холокост?» Этот вопрос попался близнецам Ксении и Евгении Каратыгиным в шоу «Страшно красивые». Их ответ «клей для обоев» взорвал интернет и обескуражил немало людей, в том числе неравнодушного режиссера Шакирова, который решил организовать для девушек экскурсию в музей Освенцима.

Когда фильм закончился, люди сидели в оцепенении, некоторые утирали слезы, ведь зрители только что пережили личное столкновение с трагедией холокоста, так же как девушки на экране. И если бы не уникальная возможность пообщаться с режиссером, то, наверное, никто не решился бы что-либо добавить к увиденному.

В фильме звучит множество тем : выживание в большом городе девушек из «Красной горбатки»,их отношения с матерью, нарушение привычной жизни столкновением с чужим горем, и потом, холокост- тема вполне самоценная, но она не стала главной. На вопрос «почему вы решили снять эту картину», автор отвечает так: «Для меня это такое неравнодушное отношение к своей истории.Мы прекрасно знаем ,что она у нас тяжелая . За такими словами как ГУЛАГ, «Бабий яр», холокост стоит колоссальная трагедия, и когда я услышал такое неудачное расположение как холокост-«Дихлофос», меня это резануло. Я подумал, что нужно в этой истории разобраться, отыскал этих девчонок, они мне очень понравились, и я решил провести эксперимент, не зная, что из этого получится. Ведь они могли бы сделать печальные лица, а потом пошли бы делать шоппинг. Такое тоже могло быть: это их первая поездка за границу».

Самым ожидаемым моментом в фильме была реакция сестер во время посещения музея. И вот почему: режиссер довольно долго подводил зрителей к тому, ради чего все в общем-то и собрались -картине прозрения и горького раскаяния героинь. Но его не произошло, по крайней мере такого громкого, как ожидалось. После автора спросили, изменило ли девушек это путешествие : « Нет, но я считаю, что им не нужно ничего менять : они прекрасно воспитаны, добры, толерантны, просто эта история была их личным драматическим опытом, который проходит каждый человек, когда делает ошибки. Кто-то говорит, что я был учителем. На мой взгляд, я просто приоткрыл им дверь ,мимо которой они может быть и ходили, но не интересовались. Если бы я взял интонацию учителя-фильм бы не получился. Нужно относиться с огромным уважением к людям, которые впустили тебя к себе, в свой дом».

Однако режиссер все же косвенно преподал зрителям урок: его фильм имеет огромную познавательную ценность. Но кино не дает полностью погрузиться в состояние сопереживания жертвам издевательств : картины ужаса служат фоном для переживаний девушек, введена очень активная линия взаимоотношений с мамой, «болезненной», по определению режиссера, любовью сестер к ней. Это связано с главной идеей фильма: «Картина не о холокосте и евреях. Картина о взрослении моих героинь. О том, как человек за два дня меняется. Они же после посещения музея стали разговаривать на другом языке. А вторая сестра не смогла ничего сказать, она была переполнена эмоциями. Самым ярким ее комментарием была реакция в музее, когда она плакала у окна.Но для меня важна финальная фраза: «Почему Гитлер убивал евреев?» В их голове не укладывается, как можно уничтожать целые нации. Они не могут себе это объяснить, так же как и многие из нас не могут».

В этой попытке понять человека, увидеть его внутренний мир, автор искренен. А потому правдива его история. Девушки не являются здесь обобщенным образом молодежи, не интересующейся историей, это Ксения и Евгения Каратыгины, которые теперь уже не ассоциируют холокост с клеем для обоев. А на вопрос, кто виноват в том, что так было раньше, каждый ответит сам. Автор отвечает на него так: «я думаю, что это результат сегодняшней политики. На мой взгляд, государство не заинтересовано в том, чтобы мы хорошо знали историю. Им интереснее парады, победы,а не говорить о трагедиях, которые мы пережили. Лучше ориентироваться на поверхностные лозунги : «Победа за нами», «Крым наш» и так далее. Ответственность ложится на государство, семью и учителей. Мы должны знать все досконально, чтобы это не повторялось».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: