Пост-рок прошел мимо нас

Янв 30 • Всё о музыке • 2870 Просмотров • 1 комментарий

Целых 10 лет меломаны ждали нового альбома от культовых канадцев «Godspeed You! Black Emperor» (GYBE), имеющих не последнее отношение к пост-року. Вновь, вооружившись герменевтической интуицией и высокоскоростным безлимитным интернетом, «Рыба» продолжает рубрику «Little heroes», которая пока не стала еженедельной, но очень старается. Испытываем поп-культуру на содержание и глубину, движемся навстречу неизведанному, ищем сокрытое в музыкальной индустрии и собираем рассеянное.

Леонид Именных

Композитор, председатель пермской секции молодёжного отделения союза композиторов России.

Миша Бредихин

Звукоинженер, продюссер, основатель Тюменской студии «Yoda Records»

Леонид: Ну что, Миша, что у нас с пост-роком?

Миша: ’ALLELUJAH! DON’T BEND! ASCEND!’ – наглядная иллюстрация того, что пост-рок один из самых неправильно понятных жанров. Примерно такая же фигня как с дабстепом.

Леонид: Давай будем двигаться ретроспективно: прежде, чем мы коснёмся длинных причудливых корней пост-рока, поговорим о первопроходцах.

Миша: Ну, вот если послушать пост-рок в лице GYBE, буквально протоптавших стилистические рамки, то становится ясно, что это совсем не то, что сегодня принято считать пост-роком в обиходе. Это очень интеллигентный рок, я бы даже сказал, интеллигентский.

с сайта musicartvcl.blogspot.com

Миша: Я вижу две стороны этого вопроса. С одной стороны, тут есть неоклассический подход… Аранжировка стремится к оркестровому масштабу. И, помимо плотных гитар, у них там струнная секция, духовые, симфонические перкуссии. Все они создают то, что называется wall of sound.

Леонид: Можно на это посмотреть, как на филантропический dark ambient. Часто через эту фактуру, плотную, иногда непроницаемую, как бы ведётся эпическое повествование, где слушатель, маленький и беззащитный человечек, совершенно утопает в этом потоке. А потом они сбрасывают динамику, очищают пространство, чтобы человечек пришёл в себя. А потом снова накрывают волной. И вот это, кажется, то, что позволяло пост-року не распадаться до сих пор вне зависимости от степени осознанности как слушателя, так и исполнителя.

Миша: Их первый альбом «F# A# ∞», проникнут постапокалиптической интонацией. И это нас выводит ко второй стороне вопроса. В рамках пост-рока GYBE слишком серьёзен. А потому, для широкого слушателя малоизвестен. Думаю, знают, в основном, Sigur Ros, God is an astronaut, Explosions in the sky. Именно поэтому, на них останавливаться не будем. А вот GYBE… мимо него как-то проехали. Как ни странно, из-за его, скажем так, панковости, контркультурности.

Леонид: Ну, как минимум, протестности. Давай, раз мы заговорили про панк, отправимся вперёд в прошлое, к истокам. Опять немножко тэгов и муз.литературы, но оговоримся: мы не сводим музыку к ним.

Миша: Конечно. Нам это нужно, чтобы постараться представить картину целиком.

Леонид: Так вот, во многом, пост-рок – этакий сын полка.

Хиппи Америки, андерграунд Англии, волнующееся европейское студенчество 60-х, ознаменовавшее перелом века, в частности, в лице Сартра.

И это бурление в музыке выливается в очень эклектичный краут-рок, который, конечно и не рок совсем.

В итоге смешались прогрессив, психоделические импровизации, электроника, фри джаз, авангард и постпанк.

Феномен: социальный пафос того времени, равно как и либеральный симбиоз жанров и технологий был унаследован и переосмыслен пост-рокерами 90-х. Мы все знаем гражданскую лирику, а вот GYBE – гражданской эпос.

Миша: Всё верно. Явный, совершенно неприкрытый протест против капиталистического общества и американского эстеблишмента. Ты помнишь, что они канадцы? 😉

Леонид: Слушай, а не впадаем ли мы в данном случае в логическую ошибку, считая GYBE носителями некой, я бы сказал, традиции, или истины жанра per se?

Миша: Конечно, они не единственные и, я сейчас скажу об этом, не самые преданные жанру. Но пост-рок, в любом случае, музыка действия, привязанная к реальности.

Леонид: К реальности?)

Миша: Ок, к социальной реальности. Я имею в виду, что почти вся вторая волна после 90-х, все последователи – они играют, скажем так, dream-pop. Ну, то есть, индивид послушал Godspeed You! Black Emperor и подумал: «О, клёёво, гитаркии-и, шумят!»

Миша: И все зашумели гитарками, а GYBE такие: «Блин! Чего нам, тоже гитарками пошуметь?!» (смеётся) В итоге на несколько альбомов они отходили от этого звука: пришлось подстраиваться под новые формы пост-рока, чтобы оказаться услышанными. В подборках с другими поп-пост-рокерами ты их не отличишь. Что интересно, в новом альбоме они совершенно осознанно вернулись к корням. Это опять чуваки-в-гараже.

Леонид: Для них творчество – средство, для последователей – цель. А для продюсеров – коммерческая стратегия, спекуляция инди-музыкой, которая подкупает своей искренностью…

Миша: …ну, зато эта искренность позволила GYBE сформировала хрестоматийный саунд. Особенно успешно его ухватили и разработали, скажем, Explosions in the sky. Они крутые, но законченные формалисты.

Миша: Ощущая себя как фигуры во времени, Godspeed You! Black Emperor, всё же, надеются изменить человека, выйти в общее пространство. Пост-рок вообще принято считать музыкой надежды. Хотя недавние мемы отчего-то шутят об обратном. Попсовый пост-рок же больше обращён на внутренний мир творца, он социумом не занимается.

Леонид: Или занимается очень условно.

Миша: Сравни с GYBE: у них на EP Slow riot for new  Zerø Kanada есть композиция BBF3. Там они вставляют интервью с городским поэтом Блэйзом Бэйли Финнеганом III, который говорит о том, что Америка это страна третьего мира, но люди вокруг этого не осознают, о том, как его достала бюрократическая машина, о том, что он хранит дома склад оружия. А потом он начитывает свои тексты, кстати, удивительно напоминающие Iron Maiden.

А потом снова Yankee U.X.O.неразорвавшаяся бомба янки. Тут к гадалке не ходи… И вот после они распадаются, а спустя 10 лет воссоединяются, и их, очевидно, не переставали заботить социальные проблемы.

с сайта www.sentireascoltare.com

 

Первый трек ’ALLELUJAH! DON’T BEND! ASCEND!’ называется Mladich, по имени сербского генерала, одного из ключевых участников распада Югославии. Нас приводят за ручку к антимилитаристскому, нон-конформистскому пафосу. А вот последний трек Strung like lights at the printemps erable:

Леонид: printemps erable с фр. —  кленовая весна. Вкратце — это канадское объединение переводчиков с французского на английский, по духу как раз напоминающее французское студенчество 60-х. Появились во время волнений по поводу реформы образования в Канаде в 2012. За недостатком англоязычной прессы, освещающей проблему, они массово взялись за переводы. Все четыре трека отсылают к тому или иному, по большому счёту, левацкому или антиамериканскому контексту.

Миша: Альбом – прямой призыв: Аллилуя! Воспари!

Леонид: Создаётся трагический контраст: безысходность, на фоне которой надежда. Эсхатологичская интонация, где мир распадается и пересобирается. И слушатель вместе с ним, конечно.

Миша: Очень хотелось бы в это верить… Мне очень жалко пост-рок, который из диалога с академической музыкой, из своего потенциала превратился в гитарки, шумящие в реверберации.

Леонид: Уф. У меня всегда было ощущение, что ирония ситуации с пост-роком состоит в его инфантилизации во всём мире. И что феномен пост-рока мы в России почти и не узнали. За шумом цифровой революции социальный пафос как содержание потонул в форме, остался даже не то, что непонятым, – не услышанным.

Миша: Конечно. Попсового пост-рока подавляющее большинство. Форма способствует: потешить эго, поиграть в рок-музыку, педальки понажимать, повыражать смыслы и при этом даже не петь. Вот все эти атрибуты хипстерской мечты: винтажные педальки, винтажные гитары, грув dream-pop…

Леонид: …тема быть самим собой и прямая эмоциональность.

Миша: В новом альбоме они решили как бы попробовать начать всё заново.

Леонид: На новом витке, да. Но апокалиптическая отстранённость, которую они вернули в своё творчество, кажется, теперь заглушает надежду. Они уже не могут говорить так, как раньше. Пост-рок прошёл мимо нас. И уже закончился, что самое главное. Как всегда, индустрия, дискредитировав новый музыкальный язык, создала вакуум и образовала тупик.

Миша: Получился комментарий в никуда. Жанр пробовал интегрироваться во многие вещи. Самый наглядный пример неудачи – 65daysofstatic. Пробовали соединить пост-рок с электроникой. Начали играть space rock, в итоге. Теперь  GYBE исполнили по всему этому реквием.

Леонид: В любом случае играют его выжившие. За этой стеной, за шумом безысходности я слышу их голоса.

Пусть они и не поют…

www.guardian.co.uk

Текст — Леонид Именных

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Один ответ на Пост-рок прошел мимо нас

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: