Рекламная мама кинотеатров

Авг 28 • Жизнь в городе, Интервью, Кинематограф • 1445 Просмотров • Комментариев нет

Рыба открывает цикл статей «Назад в кино» о пермской киножизни 60-70 гг. Сегодняшний герой публикации — Нелли Александровна Смирнова. Она — человек, стоявший у истоков рекламной и PR-деятельности пермских кинотеатров.

Прихожу на встречу и вижу: дама в очках «кошачий глаз», с идеальным маникюром, яркой помадой и прической цвета нежной фиалки. Рядом – большой и весьма «хипстотный» рюкзак, позже из него с неимоверной скоростью начнут появляться фото, книжки, документы. Нелли Александровна стремительна во всем – от темпа речи до характера, разговор у нас получился живой и продолжительный. Моя энергичная собеседница сразу сказала: «Поговорить я люблю, некоторые вещи могу рассказывать и пространно, ничего, да?».

В 60-70-е Нелли Александровна была бойкой красавицей-ударницей. Неудивительно, что именно во время ее работы метотдел Управления кинофикации развернул первую в Перми рекламную кампанию для кинотеатров. О самой прекрасной работе молодости Нелли Александровна расскажет сама.

Реклама премьеры фильма на телевидении

Реклама премьеры фильма на телевидении

«Мы были предтечей рекламных отделов»

Первое, что мы сделали — это сеансы-кинопанорамы. В начале месяца, в понедельник, на вечернем сеансе включали показ роликов, которые будут идти в течение месяца. Ну и с аннотациями, которые мы готовили сами. Тогда это было ново. Потом мы с этими сеансами кинопанорамы ездили по области, за это даже приплачивали. Нас было несколько человек в методкабинете, столько было и не надо, но раз финансировали, то хорошо, и начальник статус повыше взял. Наполовину, конечно, бездельничали. Я любила работать сама, заставляла девчонок писать сценарии, с сеансами кинопанорамы ездить по области. Вот это предтеча рекламной работы: киновечера.

Часто приезжали актеры и режиссеры, чтобы рекламировать, представлять свои фильмы. Когда это случалось, попасть в кино было весьма трудно. В основном, приезжали в четыре ведущих пермских кинотеатра: «Кристалл», «Искра», «Рубин» и «Октябрь»,так как там и мест было побольше. Мы, девушки из метотдела, были сопровождающими. Это была такая «заманка» в методкабинете.
Мы с ними ездили по области: Березники, Соликамск, Кунгур. Режиссеры приезжали, например Владимир Роговой — с фильмом «Офицеры». Его так ругали на киностудии! Он был из директоров, и вдруг — поставил фильм. Говорили, очень примитивный, а фильм до сих пор показывают. Это был первый год, когда я работала в кинофикации. Отнеслась к фильму скептически – много перечисления событий: Лановой с Юматовым служили, потом стали дедами, внуки – суворовцами – муторно! А вот он жил и жил, народ его полюбил.

Нелли Александровна с Раисой Рязановой

Нелли Александровна с Раисой Рязановой

Джаз и опера между сеансами

Генрих Романович Терпиловский был из сосланных поляков, так любил кино, он выступал в кинотеатре «Победа» (Г. Р. Терпиловский – один из основоположников отечественного джаза, композитор – прим. автора). Там фойе такое было… со сценой, сбоку у касс стояло маленькое пианино. А Терпиловский был очень высокий и худой. Он садился за пианино и крест-накрест нажимал на педали. Мы ходили смотреть на это, «поугарать». А Терпиловский был легендой джаза, кто в пермской музыкальной тусовке крутится – знают его.

Когда я уже работала в кинофикации, он тоже ходил в обкомовскую столовую обедать, и мы всегда разговаривали о кино. Я невысокая, вставала перед ним, а он рассказывал и качался, потому что ему надо было меня видеть. Мы были очень живописная парочка.

Ему нравилось польское кино и Тарковский. На доме, где он с женой жил, напротив Дворца Свердлова, — мемориальная доска. Он был очень интеллигентный человек, умел слушать.
А один солист из оперного театра, я его недавно видела, он старенький-старенький… видимо, у него были маленькие дети, и он приходил с бидончиком молока. Придет с бидончиком, поставит и выйдет на сцену петь. Пел в «Художественном», как раз недалеко от Оперного.

Кино в маленьком кинотеатре и в большой трубе

Мой первый кинотеатр был «Победа», по ул. Орджоникидзе и ул. Матросова. Это был маленький кинотеатр, а я жила недалеко, по улице Окулова, в трех кварталах. Всего мест на 200, я вот сейчас помню, что мне так нравился потолок в фойе! Там были листочки клена, трафареты, я так любила разглядывать. Мы смотрели там все фильмы, ели мороженое. Я ходила с одной своей подругой, Галей, нам было по 7 лет. А один раз она говорит: «А знаешь, у меня сегодня день рождения, 19 апреля, мне семь лет исполнилось». А я говорю: «Хм, мне уже давно исполнилось» (а у меня в марте). А поскольку она говорила медленно и заикалась, то и мороженое ела медленно. Так вот я уже свое съела, а она мне – свое отдала.

А еще был кинотеатр в клубе Госторговли, где потом Володя Самойлович (известный в 60-70-х пермский киномеханик, интеллектуал – прим. автора) работал. Клуб Госторговли был недалеко от «Хромой лошади», рядом с пожарной частью, на месте театра «У моста». Этот клуб — бывшая конюшня пожарной части, он был такой длинной кишкой, до революции она была выстроена для лошадей. А в 60-70-х годах клуб Госторговли был местом тусовки пермской элиты, интеллигенции, пермяки его очень любили.
Там показывали фильм «Высота», нам он очень нравился. Галя, моя подруга (мы уже подросли), как-то говорит: «А я посмотрела этот фильм 7 раз». А денег же не было! Спрашиваю ее, как 7 раз?». А она мне: «А там знаешь, такая труба есть в зрительном зале, и мы по очереди залезали в эту трубу и смотрели». Это была вентиляция, наверное.

Фойе кинотеатра «Победа»

Фойе кинотеатра «Победа»

Первый нон-стоп показ

Прочитала в Комсомольской правде, что организуются молодежные активные группы. Командировала девочку узнать, чем они занимаются (группа тогда от обкома комсомола была). Предложила — они сначала упирались, говорили, как можно в кинотеатрах проводить вечера, тем более – ночь. Мы их убедили, что можно, в кинотеатре «Россия». С ним тоже была интересная история, открытие большого кинотеатра в городе, он был на 800 мест. И там произошло убийство при открытии! Однажды в фойе в туалете нашли убитую женщину. Ну это была, конечно, легенда, такой стихийный рекламный ход. Ну и там мы обосновались, там у нас были киновечера.

А в первый раз все прошло в кинотеатре «Кристалл», мы устроили первый ночной сеанс в городе. Я пришла к новому начальнику, рассказываю, вот такое вот дело и у нас завязывается диалог:
— Не знаю.
— Ну что вы, так здорово, такие ребята, инициативная группа.
— Но надо же раздеть где-то!
— Хорошо, сделаем раздевалку перед экраном.
Соорудили деревянные стойки, приезжал Квинехидзе (Квинехидзе Леонид Александрович, советский кинорежиссер, сценарист – прим. автора), спрашивал — как она не побоялась? Вдруг пальто украдут, ключи.

Начальник ответственность нести не стал, поручил заму, он говорит: «А я не пойду, я буду спать». И они оформили приказ, что вся ответственность лежит на мне. Я бы сейчас не пошла на это.

Показывали «Джек Восьмеркин – «американец», и проводили киновикторину. Сделали нарезку из разных фильмов, дарили призы. Называлось это «Ночная кинодискотека». Народ молодой с таким энтузиазмом собрался. Приехали артисты, народ ломился. Слава богу — никто не украл пальто, правда, стойки повалились. Победителям в киновикторине дарили велосипед — мы договорились с «Велтой». Под песню «Я буду долго гнать велосипед» выезжает красавец, настоящий Дориан Грей, человек из команды. Да еще с такой фамилией — Вронский. Выезжает он, такой красавец и вручает этот велосипед победителю викторины.

Варя Кальпиди сидит в фойе и говорит: «Неля, как здорово, кто это придумал? — Да мы с Чесноковым». Утром, мы договорились с автобусами, все уехали. На следующей неделе в газете «Молодая гвардия» появилась статья. Они ожидали скандала, конечно, написали что-то вроде «люди из соседних домов метались от окна к окну и видели какие-то всполохи».


Музыканты и «рекламное» убийство в фойе, советские знаменитости, раздача велосипедов — я послушала Нелли Александровну и пожалела, что мне так мало лет. Время было интересное, вместе с ним формировался и зритель, и образ кинематографической Перми. Интересное, потому что многое было внове? Первые грандиозные кинотеатры (1960 г .- панорамный «Кристалл), первые телевизоры, авто-ручки и калькуляторы, первая реклама — эдакий эпохальный старт-ап города. Но спросите себя — давно вы из кинотеатра выходили покоренным его атмосферой? (Имеется ввиду не пицца в желудке и усиленно работающие мозги). Я — давно.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: