«Шарлотта навсегда» Сержа Генсбура

Ноя 1 • Кинематограф • 2863 Просмотров • Комментариев нет

Генсбуру удалось почти невозможное: идеально выверенный фильм, балансирующий на грани дозволенного, но при этом без капли пошлости. Фильм-скандал, взорвавший мир кино конца восьмидесятых, от режиссера-провокатора, наплевавшего на все устои и грубо разоблачившего перед камерами не только самого себя, но и свою дочь.

Не будет преувеличением сказать, что эту лент Серж Генсбур создал от и до. Это своего рода автофильм – с его режиссурой, его сценарием, его музыкой , его главной ролью и его дочерью, играющей саму себя. Кажется, что от такого предельного погружения можно свихнуться — не даром Генсбур в «Шарлотте навсегда» примеряет на себя образ спивающегося сценариста, находящегося в перманентном нервном перенапряжении. Однако за каждым кадром, где лицо главного героя искажено мукой, можно разглядеть лукавую улыбку этого француза. Генсбур знает, что делает. Заставляя зрителями принимать все страсти за чистую монету, сам он ни на секунду не забывает, что всё это лишь игра.

Камерная «Шарлотта навсегда» разворачивается по незамысловатому сюжету: главный герой теряет в автокатастрофе свою жену. Он и его дочь тяжело переживают потерю, слоняются по дому, изредка сталкиваясь то в кухне, то в гостиной. Пытаются то ли помочь друг к другу, то ли побольнее задеть. Второстепенные персонажи, появляющиеся в фильме, кажутся непоправимо лишними. «Шарлотту навсегда» целиком делают отец и дочь — взрывные характеры, подвешенные языки, эмоции через край. Ни один не отступится и не даст спуску.

Трудно представить, что у этих двоих был кто-то еще — жена, мать. Совершенно не ясно, как умещалась она в пространстве, которое они заполняли целиком, как переносила этот накал, чью сторону принимала в скандалах. Принимал ли хоть кто-то ее сторону? И когда Шарлотта плачет и совершенно по-детски просится к матери, невозможно вообразить, о чем они могли говорить и как вообще могла Шарлотта делить отца с какой бы то ни было другой женщиной.

«Шарлотта навсегда» — третий фильм пятнадцатилетней Генсбур. Она играла до сих пор только девочек по имени Шарлотта в лентах своего отца. Это еще не свихнувшаяся на своих перверсиях безымянная женщина из «Антихриста», не жалкая Клэр, жаждущая перед концом света создать хотя бы видимость приличий. Еще не Джейн Эйр, не эфемерная Стефани из «Науки сна». Всё это впереди. Но, глядя на мощь ее совершенно недетской, убедительной, острой игры, понимаешь, что она дочь своего отца, и всё это с ней обязательно будет.

Впоследствии Фон Триер окажется, пожалуй, единственным режиссером, сумевшим поставить перед Шарлоттой Генсбур актерскую задачу, достаточно сложную для ее мастерства. До этого подобной игры от нее добивался, пожалуй, только отец.

Жанр ленты принято определять как драма/комедия, однако комедийного в «Шарлотте» немного, и остается лишь гадать, что заставило критиков сделать такой выбор. Разве только искрометные хлесткие диалоги Сержа и Шарлотты, полные — не юмора, конечно, — но убойного сарказма, да сцена, где отец помогает дочери отвечать на Анкету Пруста, выдумывая на каждый вопрос как можно более смешную и циничную непристойность.

При этом сложно найти более современное кино, чем «Шарлотта навсегда», снятая больше четверти века назад. Даже мелькнувшее в самом словечко «арт-хаус», употреблено там точно так, как его употребляют сейчас – насмешливо и с легким презрением.

Текст — Татьяна Гришина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: