Смерть, любовь, сигареты

Дек 14 • Кинематограф • 1862 Просмотров • 1 комментарий

 

«Последняя сказка Риты» — кино про конец эпохи. С привкусом китча и ароматом иронии.

Риточка Готье (Ольга Кузина) госпитализирована. Она находится в аварийном корпусе больницы, где работает врачом её подруга Надя (Татьяна Друбич) — пьющая, из-за нехватки душевных сил неспособная проявить участие и сообщить близкому человеку о приближении конца. Роль распорядителя в этом действе отведена Смерти (Рената Литвинова), прикинувшейся медсестрой и носящей фамилию Неубивко.

Радиоприёмник в руках Смерти — аллюзия на фильм Жана Кокто. Ни Орфея, ни Мастера в «Последней сказке Риты» вы не найдёте: жених Маргариты слаб и тускл, прозектор кощунствует, а другие мужчины практически незаметны — все, кроме памятника Гагарину. Тем не менее, Смерть не может отказать ухажёрам в близости, хотя это наносит ущерб её «оболочке», — в своих отчётах она ссылается на местные нормы поведения.

Персонажи ленты невероятно много pokies for курят. Мотив курения здесь амбивалентен: с одной стороны, эта привычка эстетизируется, с другой — сигаретный окурок в одной из сцен выполняет антиэстетическую функцию. Таким образом нам напоминают о границе, за которой слабость становится пороком.

В глаза бросаются не только яркие одежды и макияж, но и трогательное несовершенство среды обитания: осыпается штукатурка, ржавеет металл и мутнеют зеркала. Более того, сами авторы намеренно не приводят своё произведение в соответствие с идеалом. Камерный характер зрелища позволяет подчеркнуть искренность высказывания. Мы — то ли случайные гости на домашнем спектакле, то ли невольные свидетели прощального вечера, нагрянувшего в декадентское кафе. Мы чувствуем привкус китча и аромат иронии.

«Я не люблю женщин. Я не люблю мужчин. Я не люблю детей. Этой планете я бы поставила ноль,» — говорит Литвинова-Офелия в другой ленте (снова белый халат!), там, а здесь — здесь Литвинова-Смерть поёт: «Я люблю вас всех», «Не надо со мной разговаривать, слушайте, вы обязательно что-то разрушите». Ей действительно дороги люди — и она будет внимательна к пожеланиям своей подопечной, провожая её в мир иной.

Медсестра Неубивко сетует на то, что «власти» сносят «красивые здания». Так меняется облик мира — с потерей исторических фасадов и прекрасных людей. Так уходит эпоха, на восходе которой погиб мальчик Бананан, влюблённый в героиню молодой Татьяны Друбич в фильме «Асса» Сергея Соловьёва.

Текст — Иван Басов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Один ответ на Смерть, любовь, сигареты

  1. Ася:

    Ох, в кинотеатре хочу смотреть! *__*

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: