Состояние транзита

Мар 27 • Выставки, Современное искусство • 2295 Просмотров • Комментариев нет

Так сложилось, что здание Речного вокзала стало местом транзита сразу для двух пермских музеев: галереи и PERMM, а 20 марта там открылась последняя выставка под названием «Транзитная зона». На протяжении 10 дней более 30 художников из России и Украины осваивали музейное пространство всеми способами, доступными современным стрит-артистам.

Рыба встретилась с работниками музея накануне открытия и поговорила о выставке и внутреннем состоянии транзита.

Наиля Аллахвердиева (куратор выставки):

Наиля Аллахвердиева

ИДЕЯ ВЫСТАВКИ

Решение о выставке было принято только в январе. Это было связано  c системой финансирования и планами музея:  мы тогда не до конца понимали, куда мы переезжаем, и переезжаем ли вообще, и когда стало ясно, что точно переезжаем, да и  чуть ли не в конце марта, у меня возникла идея сделать финальную выставку. История музея – легендарная, начало – героическое. Хотелось, чтобы последняя точка стала как минимум жирной. И так многие считают, что музей умер.

 

ХУДОЖНИК И КОНЦЕПТ

Очень важно было собрать очень яркую команду, которая сама бы по себе создала достаточно напряженное эстетическое поле. На уровне проекта экспозиции, которым занимался Арсений Сергеев, мы старались выстроить некую сюжетную линию, какие-то переклички, либо наоборот, намеренно столкнуть разных художников или техники,  которые в обычных условиях просто не пересекаются. Получилась дикая смесь.

Количество художников определилось экспозиционными возможностями и  вместило 34 монументальных работы, между которыми находятся так называемые «транзитные зоны». В этом и заключается концепт выставки, авторские куски перемежаются с транзитом. Транзитные зоны не всегда расписывает художник, который создавал основной кусок, они хаотично разбросаны. Получается такая система дополнительных гиперссылок и гиперсвязей, а для зрителя  это дополнительный квест; нужно определить, что с чем связано.

 

ГЕОГРАФИЯ

Основными ограничителями стали время и финансы, хотя первый пункт определенно серьезнее. Собрать выставку за 2 месяца – так умеют делать только русские кураторы.

Собрать выставку за 2 месяца –
так умеют делать только русские кураторы

Таким образом,  мы сконцентрировались на России. Я стала собирать самых интересных художников страны. У нас не полная география, есть и другие регионы, которые представляют интересных художников. В итоге у нас теперь Екатеринбург, Пермь, Казань, Новосибирск, Санкт-Петербург, Москва. Но в связи с политической ситуацией и закрытием музея, мы решили привести украинских друзей-художников, которые начинали с нами работать здесь с паблик-арт программой — это Роман Минин и Гамлет Зиньковский. Они просто влюбили в себя всех. Рома Минин сделал работу под названием «Гомер» на Дягилевской гимназии. Когда она исчезла, я помню, горожане даже писали в администрацию с просьбой вернуть. Это одна из  самых  щемящих историй.

Получилось, что у нас большая российская делегация и сильные украинские художники. Вот.

 

ТЕМАТИКА РАБОТ

Кто-то принципиально мыслил концепцию выставки, идею транзитной зоны и подвешенного состояния, кто-то делал то, что он хотел сделать, но всё же в этой атмосфере появилось какое-то общее смысловое измерение, даже если буквально с концепцией выставки он никак не соотносится.

У нас несколько работ про воду, про речной вокзал. Не знаю, насколько это осознанно. У Наташи Пастуховой, к примеру, проект про транзитные зоны души. У Стаса Доброго – проекции на его граффити, которые создают эффект воды.  «Водовороты»  художника ХО!,  проект «Потоки»  Макса Шихова. Причем «вода» сконцентрировалась как-то в одной зоне.

Есть тема подвешенного состояния, граничащая с темой  свободы, независимости, страха войны.
Это Роман Минин «Награда за молчание», Гамлет Зиньковский с коллажем «На память», Анна Нистратва «Майдан», Тимофей Радя, Илья Мозги.

Транзитная зона стала не просто метафорой переходного состояния музея, но и всего большого состояния, в котором мы сейчас пребываем, в России и не только. Художникам хорошо удаётся поймать атмосферу и отразить её в своих работах.

Иван Козлов (пресс-секретарь PERMM), о ситуации с выставкой и музеем:

Александр Сабуров

По-моему, Наиля очень круто выложилась как куратор, собрала замечательную команду художников, и всё это складывается в удивительное, в хорошем смысле шизофреническое полотно. Будет не стыдно покидать здание Речного вокзала именно в таком антураже. Формат выставки во многом был продиктован переездом: не нужно будет перевозить что-либо, возиться с пересылкой экспонатов, работы художников просто останутся здесь до определённого момента. Выставка хорошая, сейчас об этом нужно знать, об этом нужно говорить.

Выставка хорошая, сейчас об этом нужно знать,
об этом нужно говорить

Сейчас о ситуации с музеем как таковым я предпочёл бы говорить не как пресс-секретарь, а просто как человек, который следит за жизнью музея и участвует в ней с момента его основания. Учитывая стилистику поведения нынешней власти (не только местного минкульта, но и российской власти в целом), у меня нет иллюзий по поводу нашего отдалённого будущего. В начале прошлой недели Игорь Гладнев собрал в музее совещание, на котором, кроме всего прочего, посоветовал нам строить планы на ближайшие 3 года, ориентируясь на Пермскую 68. А на ближайшие три года – это (если учитывать местный масштаб) всё равно, что навсегда. К тому же не так давно мы узнали, что в трамвайном депо, которое нам изначально было обещано, собираются строить музей электротранспорта. На фоне всего этого я воспринимаю  выставку скорее не как переходный этап, транзитную зону, а как прощание. Но прощание только со зданием и с определённым этапом истории – несмотря на такую сентиментальность, я уверен, что музей будет существовать на новом месте настолько успешно, насколько позволят обстоятельства и (даже в большей степени) воля и увлечённость сотрудников.

Это были прекрасные 5 лет, и как сказала Наиля в одном из интервью,  они войдут в историю если не мирового искусства, то в историю Пермского Края точно.

Нам было, что терять, и нам есть,
с чем расставаться

 

Фотографии взяты с сайта www.vk.com

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: