«Суть не в том, чтобы над кем-то посмеяться, а в том, чтобы высмеять того, кто сделал что-то плохое»

Июн 10 • Интервью • 1777 Просмотров • Комментариев нет

О том, зачем писать фэйковые новости, как после них верить людям, а также о сексе и политике, наша киевская коллега Ольга Иванова пообщалась с Романом Голубовским, создателем самого популярного в Украине сайта фэйковых новостей UaReview и по совместительству — секс-символом украинского Интернета.

 

jqp8Ny97JrE

— Роман, получается, что мы с тобой по разные стороны баррикад. Я работаю в журналистике, и прилагаю всяческие усилия, чтобы в эфир не попало то, что, по сути, делаешь ты — фэйковые новости. Часто тебе журналисты говорят, что ты им мешаешь работать?

Да, бывает, что говорят. Поскольку проект UaReview существует уже полтора года, я за это время уже много чего наслушался и уже понимаю более-менее объективно, кто и как его оценивает. Есть люди, которым проект нравится, потому что это смешно. Те, кому не нравится проект, обычно едины в своей критике: это просто информационный шум, вы мешаете нам, журналистам работать, зачем людям читать всякий бред?

— А действительно, зачем?

Я сам позиционирую UaReview скорее как сатирические новости. То есть наша цель — не добиться того, чтобы наши статьи попали в новости, а просто по-другому осветить какую-то ситуацию. Суть не в том, чтобы просто над кем-то посмеяться, а в том, чтобы высмеять того, кто сделал что-то плохое.

— Что ты думаешь по поводу того, что вера в Интернет сейчас так велика, что один фэйковый твит взломанного аккаунта Associated Press способен обвалить рынки? Информации так много, что проверить всё просто невозможно.

Ну… Это жизнь. Жизнь — боль. Это рынок, ты или адаптируешься, или погибаешь. Нужно принимать это как данность.

— Ты уже для себя вывел формулу фэйковой новости?

Обычно новости UaReview пишутся так: берется часть реальной ситуации, негативного явления или чего-то подобного, и просто переделывается в шутку, которая акцентирует внимание на этом негативе…

— А были какие-то серьезные конфликты? Чтобы кто-то подавал на вас в суд? Например, дали в эфир или на сайт поставили новость, а оказалось, она фэйковая.

Чего-то уж совсем серьезного пока еще не было. Периодически просят снять статью, и мы снимаем. Я же не какой-то наглый тролль.

— А какие были аргументы, когда просили снять материал?

Вот пример: статья о том, что к Евро-2012 в Украине легализируют марихуану. Мы там упоминали службу, которая занималась проведением этого чемпионата в Украине. И они к нам обратились и попросили снять. Мол, мы-то понимаем, что это все юмор, смешно, но есть те, кто этого не понимает. И чтобы не провоцировать вот таких, лучше убрать. Поскольку их объяснение было логичным, и не хочется никому добавлять проблем, то и сняли.

— Но эта же статья уже все равно проиндексировалась в поисковиках как обычная новость?

Более того, ее на тот момент уже много кто перепечатал, перепостил, и она сохранилась.

— Да, в Интернете мало кто смотрит на то, сатира это, или нет. Вот я помню, в твиттере посла США в России видела ссылку на статью журнала «Український тиждень». Там шла речь, о том, что глава МИД Польши приехал в Украину с вопиюще, скандально дешевыми часами. То есть, в Украине мы понимаем, что это сатира, а вот уже за рубежом, очевидно, не поняли.

rcfdVqRPWls

Да, здесь очень тонкая грань.

— А какие статьи набирают обычно больше всего просмотров?

Порно и украинская политика. Например, статья про то, как депутат Наталья Королевская добилась в Верховной Раде запрета миссионерской позиции в сексе.

— Оу, кстати, да, я помню, у меня многие коллеги очень серьезно эту новость обсуждали, ездили комментарии у экспертов брать.

Это было наше творчество, да. Люди же любят почитать и о сексе, и о политике, а тут и то, и другое. Так что, эта статья хорошо так нашумела. Еще из последних очень хорошо пошла новость о том, что в поездах «Укрзалізниці» (украинский аналог РЖД — прим. ред.) введут плату за пользование туалетом. Материал об этой статье и в России по РЕН-ТВ показали. Что интересно, что если в такие статьи верят, то, значит, допускают, что такое возможно с нашим законодательством и с нашей Верховной Радой.

— На самом деле, новость про платные туалеты не так уж далека от реальности. Глава Ryanair вот собирается вполне серьезно брать плату за туалеты в самолете. Мол, сколько тут лететь по той Европе.

Ну да, действительно, как в маршрутке по Киеву проехать.

— Чиновники часто выступают с опровержениями ваших сообщений?

Опровергала пресс-служба Верховной Рады — новость про сотрудницу местной столовой Наталью Борщенко, которая, якобы, плевала в борщ депутатам. Еще Львовский горсовет опровергал новость о запрете разговаривать днем по-русски.

— А про сходство Onion News (популярный американский ресурс фэйковых новостей — прим. ред.) тебя, наверное, уже 100500 раз спрашивали?

На самом деле нет, потому что в Украине их мало кто знает.

— Так это был ваш козырь, когда вы запускали UaReview?

Когда я запускал наш сайт, то про Onion News тоже не знал. Когда узнал, порадовался. Нам же часто говорят: вас все знают, и скоро никто не станет вам верить. А тут смотришь на Onion News, существующие с 80-х годов, и понятно, что есть будущее, что они существуют просто как хорошее издание, с крутым контентом, с брендом, на который работает много людей. И становится понятно, что постоянно есть проблемы, которые можно высмеивать. И если это делать хорошо, то юмор не надоедает.

— Ты вот сейчас видишь для себя, куда двигаться дальше UaReview? Исходя из опыта тех же Onion News.

У них есть значительный бюджет и очень хорошая команда, и все это дает множество возможностей. У них много интересных проектов. Например, шуточные твиттер-трансляции спортивных матчей, светских событий, есть видео. Все это как раз может быть логичным путем развития и для нас.

NHRaBYuuLEM

— А сколько там у вас вообще людей работает? Ты один?

Ну, один бы я не смог. Я один все это выпускаю. Еще пара человек пишет.

— Заказную статью у вас можно разместить?

Можно, почему бы и нет (смеется).

— А сколько это будет стоить?

Хм, не знаю, напишите в личку.

— Вообще ваш сайт, как сейчас модно говорить, монетизирован?

У нас есть баннеры, но в этом плане все только начинается.

— А что делаете на первое апреля?

В этом году мы поставили заголовок, что сегодня у нас выходной, и определили число дня — 32 тысячи — именно столько раз на нашем сайте были комментарии: «Сегодня что, первое апреля?». Это реально самый частый комментарий у нас в UaReview.

— Тебе со всеми вашими фэйковыми новостями не стало сложнее верить людям?

Я начал более критично относиться к тому, что пишут в Интернете. А в жизни, даже если друг и приукрасит что-то, то это не страшно.

— Ну и последний вопрос: как оно, быть секс-символом украинского Интернета?

Это ты о твиттер-флешмобе «Замени слово оргазм словом «Голубовский»? Ну, так это просто фан. Посмеялись пару дней…

— А девушки же верят!

Это же не может быть фактом, чтобы верить. Есть пара девушек, для которых я секс-символ, еще пара, для которых я ни разу не секс-символ, и надеюсь, пара парней, для которых я вообще не секс-символ.

— Вот ты знакомишься с девушкой, говоришь ей: «UaReview — это я, вот линк», а она такая сразу: «Аааа!»

Был бы я рок-музыкант, вот тогда было бы: «Аааа!»

 

Фото — Taras Demchuk, снимки из личного архива Романа Голубовского

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: