«Такое двоякое впечатление, с разбегу не поймешь»

Ноя 22 • Жизнь в городе • 1814 Просмотров • Комментариев нет

Так прокомментировал происходящее вокруг один из посетителей Музея современного искусства PERMM, где открылась выставка видеоарта «ВИДЕО#РОССИЯ!», одна из самых масштабных на сегодняшний день. 

Более шестидесяти работ, созданных российскими художниками за последнее тридцатилетие, представляют собой целую энциклопедию, которая рассказывает историю зарождения и развития отечественного видеоарта с 1980-х годов и до нашего времени.

 

Михаил Сурков, исполнительный директор музея современного искусства PERMM:

Мы уже делали выставку, посвященную данному формату, она называлась «Видение» – кстати, это был наш первый проект после образования PERMM. А «ВИДЕО#РОССИЯ!» – первый проект, который сделали мы именно силами музея после того, как Марат  Гельман ушел с поста директора. На «Видении» был представлен российский и международный арт, собрание мировых звезд, сейчас же мы показываем более музейный материал, который позволяет проследить развитие видеоарта в России, его зарождение, особенности, основные отправные точки.

Представленные работы отбирал Антонио Джеуза. Он не просто искусствовед и куратор выставки, он еще и исследователь, автор большой трехтомной работы «Российский видеоарт», которая еще не закончена. Том первый, том второй, том третий – так назывались выставки в московском музее современного искусства. У нас же выставлен дайджест этих томов, основные вехи исследования.

 

Смысл слов, оброненных случайным посетителем, можно понять с первых минут появления в сумасшедшем, сюрреалистичном музейном пространстве: тут и там сменяющиеся кадры, звучащие одновременно отовсюду голоса, мелодии, стук, треск, лай — целая какофония звуков и цветов, сбивающих с толку даже самого искушенного зрителя. Но не стоит паниковать и пытаться посмотреть все и сразу – лучше воспринимать этот вид искусства дозировано, походить по музею несколько часов и в деталях изучить зацепившие инсталляции. А такие, несомненно, появятся, потому что работы выдающихся мастеров и классиков жанра — групп АЕС+Ф и «Синие носы», художников Виктора Алимпиева, Дмитрия Гутова, Олега Кулика, Владимира Логутова, Владислава Мамышева-Монро и многих других просто не могут оставить равнодушным.

G6vYdm3JRjk

Группа АЕС+Ф, например, представляет проект «Who Wants to Live Forever…», посвященный судьбе медиа-звезд, которые достигают пика звездной карьеры именно своей смертью. Это история про принцессу Диану и массовую истерию, которая началась после ее смерти: на стену проецируется окровавленная нарядная Леди Ди, которая жеманничает, усмехается и демонстрирует свои раны перед камерой. Впечатление создается жуткое.

На верхнем этаже музея в рамках выставки действуют два специальных проекта: «Пермские видеопробы» Сергея Тетерина и серия видеоперфомансов под кураторством лидера школы «Артполитика» Арсения Сергеева. На стене напротив входа на второй этаж видное место занимает работа «Визуализация приручения, или казус современной орнитологии» группы ZER GUT. Видео-инсталляция изображает голубей, которые склевывают семечки, высыпанные по трафаретным очертаниям трех участников группы. С помощью этого приема визуализируется принцип «смерти автора», который стал таким модным в современной философии.

Среди всего прочего особенно интригует табличка с указанием 18+ на лестнице перед спуском в подвальное помещение, где демонстрируется концептуальная эротика Павла Пепперштейна. Его работа под названием «Гипноз» отвечает на один из вполне академических вопросов, которым профессора психоанализа повергают в краску молоденьких студенток, а именно «Чем отличается фаллос от пениса?» Видео Пепперштейна фиксирует, как превращается одно в другое одной только силой пристального женского взгляда.

d_aMuFnKk1E

Нельзя утверждать, что выставка понравится всем, но, безусловно, «ВИДЕО#РОССИЯ!» – это одно из самых мощных зрелищ, которое когда-либо предлагалось увидеть пермякам. Так что не упустите свой шанс и посетите Музей современного искусства.

 

Мария Долгих, выпускающий редактор журнала Malinka:

Здесь собрана потрясающая коллекция истории видеоарта, сюда нужно приходить на несколько часов, а еще лучше взять экскурсовода, который бы компетентно объяснил, что происходит перед глазами, рассказал, чем знаменита каждая картина. Ведь здесь есть известные работы, которые победили на международных биеннале, например, девушка, которая ловит яйца в юбку. Вообще, эта инсталляция наделала много шума на мировом уровне, а теперь выставляется в Перми. Это говорит о европейском уровне экспозиции в целом. Другое дело, что необходимо подходить к выставке с осознанием контекста: некоторые приходят просто посмотреть и посмеяться, а им приходится познакомиться с неким содержанием, так что либо ты проникаешь вглубь, либо остаешься на уровне «нравится – не нравится».

Иван Железнов, посетитель выставки:

Я вот сегодня поменял резину с летней на зимнюю – это хорошо, а завтра еду в Екатеринбург на концерт группы Limp Bizkit – это вообще отлично. А вот то, на что смотрю тут – понимаю плохо. Но мне, например, понравился теннис, а нет, это не теннис, это бадминтон. Но там видео не синхронизировано, это беда, было бы интереснее. Хотя, может это специально сделано? Недопонимание друг друга, все дела.

Еще я не понял, почему одно видео расположено среди других именно так, а не иначе. Вот почему справа я вижу какие-то телевизоры и видео про историю искусства, а слева – прыгающую за яйцами девушку и безобразно толстых людей? Я против них, конечно, ничего не имею, но выходит, что внимание к себе привлекает больше что-то отталкивающее, а менее вызывающее остается в стороне.

Алина Занина, студентка ПГНИУ:

В целом выставка оставила хорошее впечатление, хотя какие-то работы мне откровенно не понравились. Из понравившихся – «Тварь». Четвероногое животное с горящими глазами, антенной на голове и встроенным в круп телевизором, по которому показывают новости, очень ярко обрисовывает современное телевидение. Вот она подлинная информация, приукрашенная и обработанная СМИ, откуда выходит. Очень актуально.

 

Фото – Иван Козлов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: