«Это спектакль о Перми, о юности и зрелости, о снах и детстве, о возможностях и невозможности, и, конечно, о любви»

Дек 18 • Жизнь в городе, Книжная индустрия, Театр • 3506 Просмотров • Комментариев нет

20 и 22 декабря в театре «Сцена-Молот» состоится премьера спектакля «Углы обзора», созданного по тексту пермского поэта и писателя Алексея Черепанова.

Действие происходит в Перми — на аллеях Компроса и улице Ленина, в автобусах знакомых маршрутов, едущих на «Пожарского», «Локомотивную» и «Ипподром», происходит всё летом, а когда сезоны нахлёстываются друг на друга в памяти героя, и зимой. Время в этом спектакле нелинейно.  В лирические размышления и воспоминания о событиях вплетена и мнемоническая связь их с теми или иными мелодиями — видно, что музыка для героя — очень важная часть его жизни.

На афише спектакля фото Павла Белова, говорить о котором в прошедшем времени всё ещё не поворачивается язык. На фото изображён ЦУМ в том виде, в каком мы его помним ещё в 2008-м — события больше тяготеют к прошлому, чем к настоящему. Повесть, написанная пермским автором, скорее андеграундным, нежели чрезвычайно известным, ставит немногочисленная команда, состоящая из профессионалов своего дела и друзей автора.

Возникает ощущение, что на пермскую сцену случайно протиснулось что-то действительно живое. Режиссировал монодраму Ярослав Колчанов, в качестве композитора музыки к спектаклю и её исполнителя выступил молодой пермский музыкант Сергей Мисюрев, главную (и единственную) роль исполняет актер Петр Марамзин. Над световым и видео-оформлением работал Алексей Хорошев, однажды уже получивший премию «Золотая маска» за свою профессиональную деятельность.

Постановка спектакля — событие, важное как для литературного процесса, так и для театральной жизни Перми, ведь это пермский спектакль, поставленный на пермской сцене. Мы поговорили с теми, кто работал над его созданием, для того, чтобы узнать у них интересные подробности об этой постановке.

— Зритель привык, что театр «Сцена-Молот» — это спектакли в жанре новой драмы. Ярослав, какую работу с текстом вам пришлось провернуть, для того, чтобы адаптировать текст к этому жанру, к концепции театра?

Ярослав Колчанов, режиссер спектакля:

Особенной работы с текстом проводить не пришлось, потому что текст изначально обладает очень современным звучанием. Более того, когда мы знакомимся с внутренней драматургией персонажа, выясняется, что и наш герой очень подходящий — рефлексирующий, думающий, очень сегодняшний. Это как раз очень точное попадание в формат «Сцены-Молот».

Другое дело, что этот текст изначально был написан как литературное произведение и требовал именно режиссёрского труда. Он написан в дневниковой, исповедальной стилистике, его нужно читать «глазами в книжке». Это какие-то очень лиричные вещи, которые я обычно читаю, опустив глаза в книгу. В нашем случае между актёром и залом выстраивается диалог: когда актер существует на сцене  в формате моноспектакля (спектакль одного актёра), он обращается напрямую к зрителю.  Он выкладывает зрителю все свои переживания, зачастую острые, болезненные, очень личные. Это уже действительно сложно. С одной стороны, нужно почувствовать эту грань, найти какой-то ключ к правильной подаче этого текста. В самом начале работы над спектаклем мы определили, что актер не должен полностью копировать персонажа повести, он не должен воссоздавать его. Несмотря на то, что повествование ведется от первого лица, актер является скорее неким проводником, сопереживающим другом, который рассказывает историю своего знакомца. Когда берешь на себя чью-то личную историю, будучи другим человеком, начинается ложь и фальшь. А это очень простая и личная история, которая случается в жизни, и рассказывать её нужно соответственно.

— Пермских авторов в Перми ставят не часто. Будет ли эта постановка значимой для местного театрального пространства, как вы оцениваете её в контексте пермского литературного процесса?

Ярослав Колчанов:

Я считаю, что это очень здорово. В Перми есть люди, которые совсем неплохо пишут. В этом году у меня была возможность ознакомиться с пьесами Семена Кирова, Саши Югова и Любы Мульменко. Все они очень талантливые писатели. Другое дело, что выхода местной драматургии в пространство за пределами Перми пока не происходит. У меня нет ответа, почему  это так. Когда я как режиссер подхожу к выбору материала, я, конечно, не стану задумываться: пермский это автор или нет. Так случается, что зачастую мой выбор падает не на пермского автора и это нормально. Мы не должны любой ценой ставить то, что написано в Перми.

— Алексей, легко ли вам было интерпретировать текст вашего произведения для постановки в театральном пространстве?

Алексей Черепанов, поэт и писатель, автор новеллы «Углы обзора»:

Этот текст — внутренний монолог одного человека. В новелле есть много  других персонажей, но вся эта история рассказывается сквозь призму внутреннего мира этого человека. Его взгляд может быть спорным, но это именно его взгляд, его «угол обзора», на который он имеет право по умолчанию, как рассказчик. Уже в начале работы было ясно, что это может быть только монодрама. Я убрал кое-какие длинноты, какие-то предложения, которые в тексте еще как-то читались, а на сцене уже не пойдут. Добавил несколько своих стихотворений, чтобы обозначить контрапункты. Текст, переработанный таким образом, мы вложили в уста одного героя.

— Удалось ли перенести с бумаги на сцену атмосферу, происходящее пьесы в том виде, в котором вы его задумывали?

Алексей Черепанов:

Тут все шло немного по-другому: я узнал, что у меня есть возможность сделать проект. Я переработал текст для «Сцены-Молот» и доверил демиургу. Кто является демиургом в истории создания спектакля? Это режиссер — главное лицо. Я решил, что Ярославу стоит всё делать так, как он это видит. И я очень доволен тем, как он это сделал, как он все это сколотил. Еще, на мой взгляд, невероятно важна для целостного восприятия внутреннего напряжения текста музыка, которую написал Сергей Мисюрев. Она как бы является еще одним героем спектакля.

— Сергей, как писалась музыка к этому спектаклю: насколько сильно было влияние текста на вашу музыку, работу в качестве композитора?

Сергей Мисюрев, музыкант, композитор и исполнитель музыки к спектаклю «Углы обзора»:

Я давно лично знаком с автором и считаю себя причастным к тем событиям, которые происходят в спектакле. Это, в некоторой степени документальная постановка, и я хорошо знаю, какие события тогда происходили в его жизни, каких взглядов он тогда придерживался на те или иные вещи. Он любит определенную музыку и я, хорошо зная его вкус, старался описать именно то время — 2008 год, о котором говорится в рассказе.

— Моноспектакль это сложный жанр, с точки зрения изобразительности. Будет ли какое-нибудь специальное световое решение, видео-оформление, вроде того, что мы часто можем видеть в «Сцене-Молот»?

Алексей Хорошев, медиа-художник, художник по свету:

Спектакль имеет непосредственное отношение к механизмам работы памяти. Складывается совершенно прустовская история с неизбежным вниманием к мельчайшим деталям: каждое движение жука-пожарника, муравья, перебежавшего дорогу, становится чрезвычайно важным, во всём видятся знаки, символы и приметы. Казалось бы, и в этой ситуации выстраивается подробный иллюстративный ряд. Но мне не хочется иллюстрировать мысли героя буквально, и я надеюсь избежать прямой иллюстративности путем использования аналитических методов. Визуальная составляющая — свет — будет присутствовать в спектакле, но как бы с позиции некоего стороннего наблюдателя. Для этого мы используем несколько проекторов сразу, они будто бы препарируют пространство сцены, что позволяет нам добиться некой динамики — эффекта расширения и сужения пространства.

«Углы обзора»

Новелла Алексея Черепанова «Углы обзора» была написана в 2008 году, и тогда же напечатана в пермском журнале «Новый компаньон». В 2009 состоялась публикация в толстом литературном журнале «Волга». Повесть «Углы обзора» вошла в рукопись А. Черепанова «Ложное движение», номинированную на премию «НацБест-2011». В 2012 году специально для «Сцены-Молот» текст был переработан, частично сокращен, также были добавлены стихи. В названии спектакля заключено приглашение взглянуть на рассказанную историю с как можно большего количества точек зрения, «углов обзора». Этот спектакль Алексей Черепанов посвящает отцу, журналисту Виталию Ильичу Черепанову, для которого 2012 год стал последним годом жизни.

Премьера спектакля пройдет 20 и 22 декабря в театре «Сцена-Молот». Начало в 20.00

 

Текст — Марта Пакните, Олег Сабитов

Фото — Егор Пигалев

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: