В чём секрет «Менин» Диего Веласкеса

Июн 24 • Попкорн искусства • 2182 Просмотров • Комментариев нет

Тайна кроется в каждой картине, и чем больше гений художника, тем больше загадок он готов предложить нам. Сегодня мы сделаем шаг навстречу познанию еще одного невероятного мира – мира великого испанского художника Диего Веласкеса и его работы «Менины» из музея Прадо в Мадриде.

Знаменитый шедевр дал немало поводов для обсуждений, а также вдохновил на создание новых произведений искусства: в XX веке Пикассо написал 58 вариаций на тему «Менин», а современные художники Петербургского музея «Эрарта» организовали в 2010 году выставку, где представили свое видение полотна XVII века. О картине и о том, в чем живописцу удалось превзойти ученого, можно узнать внимательно изучив картину и текст ниже.

Диего Веласкес Менины

Одна из великолепных работ Диего Веласкеса содержит в себе своеобразное, выходящее за границы картины пространство. Многослойное полотно грозит вырваться из рамок прямо у нас на глазах: оно расширяется одновременно во все стороны, вовлекая и перенося зрителя в далекие годы правления испанского короля Филиппа IV – властителя половины мира того времени. Это одна из тех загадочных картин, споры о которой будут идти бесконечно. Самый простой вопрос о том, что на ней изображено, остается без абсолютного точного ответа, и на этот счет существуют несколько версий.

Придворный художник короля, Веласкес нарисовал целую серию портретов, запечатлевших его любимую модель – инфанту Маргариту. Только в одной Вене хранится 5 портретов девочки в разных платьях. Если сравнить черты лица короля Филиппа и его дочери Маргариты, то мы без труда увидим фамильные черты, которые художник мастерски передал на своих полотнах. Но в то же время лицо Маргариты одухотворенное и живое, в отличие от болезненного лица короля, напоминающего маску. На картине «Менины» в центре также стоит светлая фигурка Маргариты. Она, без сомнения, написана с огромной любовью и особым вниманием, но нельзя сказать точно, является ли она главной героиней.

Само слово «менины» означает с испанского «фрейлины». По одной из версий, художник запечатлел здесь церемонию принятия воды Маргаритой, и главными героями картины являются придворные. Одна из придворных девушек подает инфанте красный кувшин с водой. Остальные: карлицы на переднем плане, два человека за Маргаритой, остановившийся вдалеке на лестнице гофмастер (управляющий двором), — пришли проследить за точным исполнением церемонии. Дело в том, что королевская особа, такая как инфанта, не могла сама брать воду и пить ее без соблюдения определенных строгих правил. Именно поэтому в картине появляются еще два героя. В отражении зеркала слева от двери мы отчетливо видим королевскую чету – правителя и его жену. Их фигуры остались за границами картины, но практически все герои обращены в их сторону. Говоря о такой расстановке, ряд исследователей утверждает, что художник изобразил момент написания двойного портрета короля и королевы, а их дочь и придворные призваны для их увеселения. В первую очередь в этом нас убеждает автопортрет самого Веласкеса. Он также является одним из придворных, но ставит себя отдельно, вдалеке от группы с правой стороны. Стоящий за огромным мольбертом, с кистью и палитрой в руках, он внимательно смотрит в сторону, где предположительно стоят Филипп IV с женой. Мольберт развернут от нас, и мы не видим, что рисует художник. Вероятно, мастер использовал зеркало для того, чтобы запечатлеть себя вместе с другими героями. Представляя сцену создания произведения, какой она была в действительности, вся картина-головоломка приобретает для нас форму зеркала.

Интересно заметить, что написанная за четыре года до смерти художника картина, включает в себя его единственный автопортрет. Подобно писателю, он создает здесь свою автобиографию, историю о том, как мир дворца и наше представление о нем меняются под воздействием его кисти. Это история о свободе гения, не знающего границ даже рядом с всевластным королём, ведь великий мастер занимал очень низкую должность, и всю жизнь пытался добиться высокого положения.

Если же мы оставим детали вне поля зрения и посмотрим на работу Веласкеса более общим взглядом, то поймем, что бесспорным здесь является изображение творческого процесса. Каким бы ни был главный объект этой картины, вся сцена — это схваченный момент из жизни дворца. В произведении живописи, как в зеркале, показаны отношения героев, бытовые реалии, придворный этикет, которые художник запечатлел и сохранил на века.

Размытые границы центра, нетвердый акцент, игра противоположностей (черного и белого, красивого и уродливого, реального и призрачного) заставляют зрителя блуждать взглядом по картине, попадая в разные пространства и заходя прямо вовнутрь картины. Это таинственное полотно реализует давно задуманную мечту человека о машине времени. То, что до сих пор не в состоянии сделать ученые, художники открыли сотни лет назад. Картина стирает границы пространства и времени. Встав перед шедевром испанского искусства в музее Прадо, человек XXI века вдруг ясно и восторженно осознает, что он больше не обязан быть здесь и сейчас, а свободен быть где и когда угодно. Такое волшебство путешествия во времени доступно каждому и в любой момент. Нужно лишь сделать небольшое усилие, чтобы очутиться в Мадриде, а оттуда – в любой точке Земли.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: