Вечная мерзота

Фев 8 • Книжная индустрия • 1623 Просмотров • Комментариев нет

 

«Холод» Сергея Бушманова: российские 90-е как сюжет для хоррора, безумство как повод для героизма.

В России никогда не умели качественно изображать постапокалипсис. Даже оголтело успешное «Метро 2033» — это лишь экранизация городских легенд и общественных страхов, и искусства в нем столько же, сколько в «страшилках», рассказываемых у костра. Вероятно, невосприимчивость местных аборигенов объясняется тем, что им хватает своего персонального Конца Света, в условиях которого они живут 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

И удивительно, почему отечественные творцы еще не додумались до простейшего: сочинить постапокалипсис из повседневности, нынешней или минувшей. Поэтому непроторенному пути двинулся Сергей Бушманов, молодой писатель, едва преодолевший возраст Христа и проживающий в Москве. Бушманов написал книгу «Холод» — она, правда, о России 90-х годов и скитаниях подростка по безбрежному и разрушенному Северу, но фактически это survival horror, где главному герою приходится прикладывать уйму усилий, чтоб не стать частью заснеженного пейзажа и не пасть жертвой местного зверья.

Герой Бушманова — один как перст, передвигается короткими перебежками, преодолевая сопротивление среды, и сталкивается с классическими типажами постапокалиптического триллера: обезумевшими мутировавшими животными (оголодавшие дворняги ненормальных размеров), редкими не умеющими щадить чужаков людьми (пацанва, калечащая и губящая забавы ради), а также с чем-то запредельным и потусторонним, бурно развивающимся в условиях отмененных законов жизни и быта (таинственная активность, кипящая в одном из брошенных поселков, встреченных героем). И даже развязка «Холода» более характерна для романов, например, Мэтисона, нежели русской прозы: протагонист, иссякнув силами и отказавшись продолжать свой путь, находит преемника, которого снаряжает в неоконченный им самим поход. И пусть они шли в разные стороны, важнее то, что последователь также бездомен и обречен не дойти.

Критик, прозорливо сравнивший «Холод» с «Дорогой» Маккарти, угодил в яблочко. При этом Бушманов парадоксально не уступает мастеру зарубежной беллетристики в вопросе занимательности: герой противостоит не только суровому северному бандитизму, но и тому самому холоду — заглавному антагонисту, коварному, неторопливому и целеустремленному. Борьба с холодом приводит подростка в состояние внутренней стерильности и выжигает любой намек на эмоции. Теперь у него своя дорога, покрытая пеплом, ведущая туда, где реют непрозрачные зимы. Главное помнить, что если долго идти на север, то рано или поздно окажешься на юге.

Текст — Константин Хазаров

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: