Власть, патриотизм, водка или как восприняли новый фильм «Левиафан» Звягинцева за границей

Июл 9 • Кинематограф, Личный опыт • 5808 Просмотров • Комментариев нет

Отшумел международный Каннский кинофестиваль и российский «Кинотавр». И вот уже «Левиафан» Андрея Звягинцева шагает по кинотеатрам в зарубежном прокате. Наш спецкорреспондент из США Наташа Ким решила разобраться, что о нём думают за границей и кто, вообще, его там смотрит.

Фаворит международных кинофестивалей, режиссер Андрей Звягинцев лучше всего известен иностранному зрителю по фильмам «Возвращение» (2003 г.), «Изгнание» (2007 г.) и «Елена» (2011 г.).

В 2003 году никому не известный российский кинематографист стал сенсацией в мире авторского кино, когда его малобюджетный фильм «Возвращение» выиграл главный приз Венецианского кинофестиваля. Новой работе Звягинцева пророчили «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля, но гран-при, к разочарованию многих, получил турецкий режиссер Нури Бильге Джейлан за фильм «Зимняя спячка». «Левиафану», однако, была присвоена награда за лучший сценарий, которую разделили Андрей Звягинцев и Олег Негин (сценарист предыдущих фильмов «Изгнание» и «Елена»).

Сюжет «Левиафана» напоминает «Долгую счастливую жизнь» Бориса Хлебникова (участника конкурса Берлинского кинофестиваля в 2013 году): конфликт разворачивается вокруг участка земли, который хочет захватить местный чиновник. Главный герой Коля (в исполнении Алексея Серебрякова) начинает борьбу за своё имущество. Действие обоих фильмов происходит на фоне восхитительно красивой русской природы, которая из-за острой социальной тематики многих картин часто остается незамеченной.

Фильм не о России

В иностранных СМИ «Левиафан» уже успели назвать «антипутинским шедевром» и похвалить его политические и художественные аспекты. Для них это справедливо, ведь образ современной России в зарубежной прессе уже давно сформирован такими событиями как:

1) скандальное дело группы «Pussy Riot»

2) ущемление прав ЛГБТ

3) присоединение Крыма к России

4) новый закон о запрете использования матерных выражений в литературе, кино и на сцене, который уже вступил в силу

По рецензиям иностранных журналистов на фильм «Левиафан» не сложно догадаться, что от российского независимого кино ждут критики режима и протеста против власти. Для полноты картины РЫБА выкладывает видео с пресс-конференции в Каннах, где журналисты спросили Звягинцева, является ли его новый фильм метафорой российского общества. Как выкрутился режиссёр взгляните сами.

Как выяснилось, на создание фильма его вдохновил случай произошедший в 2004 году в штате Колорадо. Тогда, американский сварщик Марвин Химейер, в ответ на действия местных чиновников, снёс бронированным бульдозером (прозванным в СМИ «KILLdozer») 13 городских зданий, после чего покончил с собой.

Такая история, по мнению режиссёра, могла произойти где угодно. Перенеся события в российские реалии, сценаристы осознали, что у истории есть более древний прото-сюжет – библейская легенда об Иове.

KILLdozer Марвина Химейера

В целом, на политические вопросы Андрей Звягинцев высказывался более чем сдержанно. Противоречие между явной политической направленностью фильма, и высказываниями кинематографиста во время пресс-конференции озадачило многих иностранных журналистов.

К примеру, кинокритик The Guardian Кэтрин Шоард называет «Левиафан» заявлением режиссёра против политики Кремля, и на это есть свои причины. К примеру, портрет Путина висит в кабинете чиновника-коррупционера, который хочет построить свой дворец на земле главного героя. Священник говорит о духовном возрождении России, в то время как местные жители беспробудно пьют. Но сам режиссёр отрицает, что фильм является критикой российской власти, поскольку он выступил исключительно на территории искусства (хотя сложно понять, что он конкретно имел в виду).

Попытка Звягинцева на пресс-конференции перевести разговор о фильме на нейтральную тему искусства не удалась — британская журналистка тут же спросила его, не подумывает ли он об эмиграции.

Власть, Патриотизм, Водка или как восприняли новый фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» за границей 2

Иностранные СМИ всерьез беспокоятся за безопасность и творческую свободу Андрея Звягинцева. По мнению американской интернет-газеты the Village Voice, режиссёр взял на себя риск сделать обвинительный фильм о российской бюрократии и представить его миру. Журналисты интересовались, как российские власти восприняли фильм, учитывая тот факт, что 35 % финансирования фильм получил из Министерства культуры РФ. По словам самого Звягинцева, министр культуры РФ высказался, что картина талантливая, но ему она не нравится. «Видимо, у него какие-то другие задачи, — сыронизировал режиссёр, — задачи сделать мир лучше… Мир должен становиться всё лучше и лучше». А в другом интервью для The Hollywood Reporter, Звягинцев сказал, что уровень понимания и принятия его фильма российскими властями зависит от их «глубины понимания» мира. Продюсер фильма Александр Роднянский выразился более скептически в отношении того, как фильм может повлиять на их будущие отношения с властью, поскольку в интервью для журнала «Le Monde» Мединский заявил: «пусть растут все цветы, но мы поливаем только те, что нам нравятся».

Особый юмор

Многих иностранных журналистов интересует судьба фильма в российском прокате, поскольку с июля в стране вступает в силу закон о запрете использования ругательных выражений на сцене, в литературе и в кино. Поскольку премьера состоялась до 1 июля, то российские зрители увидят «Левиафан» без купюр, но фильм будет содержать предупреждение о наличии ненормативной лексики.

Что касается иностранного проката, то, по информации The Hollywood Reporter, права на фильм уже приобрели более 40 стран, в том числе Великобритания, Гонконг и Австралия. По мнению Питера Дебруджа из Variety, «Левиафан» является самым понятным и доступным фильмом Звягинцева, известного благодаря своему насыщенному киноязыку и неспешной повествовательности. На пресс-конференции Звягинцев однажды сказал, что без юмора фильм бы получился слишком трагичным. Солёную воду (фильм снимался на Кольском полуострове, на берегу Баренцева моря) необходимо было разбавить. Режиссёр был рад тому, что «иностранная аудитория, люди, которые незнакомы с нюансами, очень живо реагировали и смеялись».

Разочарованием стало расторжение сделки между крупным американским прокатчиком Sony Pictures Classics и международным дистрибьютором фильма Pyramide International. Изначально в SPC заявили, что «Левиафан» хорош так же, как и российская литература, и что они с нетерпением ждут возможности представить фильм американской аудитории. Компания SPC смогла бы вывести прокат фильма в США на новый уровень, но соглашение не состоялось. Что послужило этому причиной неизвестно.

Что такое Россия?

Во время пресс-конференции в Каннах журналист выразил мнение, что герои фильма пьют водку, как лимонад, и поинтересовался, является ли это «алкогольное безумие» особенностью конкретной местности или отражает ситуацию в целом. Несмотря на то, что Звягинцев меньше всего хотел, чтобы Россия ассоциировалась с водкой, иностранные кинокритики, за редким исключением, описывают фильм через ряд традиционных клише: водка, АК-47, коррупция, церковь, Кремль, Путин. «Левиафан» сравнивают с произведениями Чехова и фильмами Тарковского, а самого Звягинцева представляют российским диссидентом, протестующим против тоталитарного российского режима. Режиссёр фильма, судя по общей реакции СМИ и кинокритиков, безуспешно пытается представить свой фильм, как универсальную историю о человеке.

Власть, Патриотизм, Водка или как восприняли новый фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» за границей 3

Безусловно, Каннский кинофестиваль в данном случае, играет огромную роль в формировании образа России, поскольку конкурсные фильмы, и фильмы-призеры в особенности, попадают в мировой прокат. Иногда от российских зрителей приходится слышать, что иностранцы хотят представить Россию в невыгодном свете, показывая «чернуху», в которой герои безудержно пьют и матерятся. На мой взгляд, международные фестивали скорее выбирают фильмы, в которых они видят надежду на скорые преобразования.

Возможно ли, что иностранные журналисты в свете последних политических событий в России не способны рассмотреть в «Левиафане» универсальной библейской истории об уделе человека? Или режиссёр намеренно уходит от прямой критики власти, уже сделав высказывание с помощью фильма? Чтобы ответить на эти вопросы зрителям придется ждать выхода фильма в мировой прокат.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: