Все на улицу

Июл 12 • Жизнь в городе, Театр • 3413 Просмотров • Комментариев нет

Фестиваль уличных театров, в котором приняли участие 16 театральных команд из России и зарубежья – Испании, Бельгии, Болгарии, Словении, Белоруссии, стал заметным событием прошедшего июня и средоточием красоты и впечатлений. Мы ностальгируем, вспоминаем, что мы там увидели, и смотрим фоторепортажи с выступлений.

Уличный театр синтетичен, он всё берёт на заметку: заимствует приемы циркового искусства и акробатики, черпает вдохновение в карнавальной культуре и живописи прошлых столетий. Театр под открытым небом живее и восприимчивее, ведь представления построены на прямом взаимодействии со зрителем, который находится в едином с артистами пространстве, не разделенном на сцену и зрительный зал.

По словам Флориан Габер, театроведа, специалиста по уличным представлениям, новый всплеск уличного театрального движения произошёл в Европе 1960-х, когда традиционные театры были доступны только для привилегированной публики. Молодые артисты, открытые к экспериментам, стремились показывать свои представления для тех, кто не мог купить билет: малоимущих, эмигрантов, студентов и просто случайных прохожих.

"Tall Brothers" (Москва)

«Tall Brothers» (Москва)

«Уличные театры всегда интересовались странными персонажами и людьми, превозмогающими свои возможности», – отмечает Флориан Габер. Сегодня это, конечно, далеко не те странные гротескные фигуры, которые запечатлел фотоаппарат Дианы Арбус, но подобная реминисценция не будет лишней для понимания. В уличных труппах по-прежнему можно встретить «самого сильного человека» или человека-оркестр, играющего на нескольких инструментах одновременно, карликов, цирковых акробатов и людей, выплевывающих огонь. Уличный театр по-прежнему тесно связан с площадной культурой: огнедышащих людей можно было увидеть на городских массовых зрелищах XVII века. В представлениях многих уличных театров по-прежнему задействованы дрессированные животные, и это дань цирковой традиции (вспоминается Эсмеральда Виктора Гюго, выступающая на площади со своей дрессированной козочкой Джалли).

Уличными артистами был выработан и своеобразный «кодекс чести», который должен был обеспечить успешность их работы. Так, недостойным делом среди артистов считалось повторять одно и то же представление, даже если оно планировалось к показу в разных частях города. Все шоу должны были быть уникальными и строились на импровизации, потому и вызывали столько неожиданных эмоций и у зрителей, и у самих артистов. Второе и третье правило заключается в правильном выборе времени и места, ведь если занять оживленную улицу или площадь, зрители не заставят себя долго ждать.

Пермский фестиваль представил широкий спектр жанров уличного театра – от театра огня до уличного танцевального театра в исполнении зарубежных и лучших российских коллективов. Открывали фестиваль фееричные «Tall Brothers» (Москва). У ходулистов театра есть три гротескных персонажа-ангела, у каждого из которых свой характер: Белый – странное аутичное существо, Чёрный – персонаж со скверным характером, который пугает детишек и вредничает, Красный – в этом трио самый добрый, поднимает сравнительно нетяжелых зрителей на руки, что вызывает у них дикий восторг.

"Tall Brothers" (Москва)

«Tall Brothers» (Москва)

Денис Васильев (Черный из «Tall Brothers»):

Не существует жесткого разграничения понятий «сцена» и «улица», есть просто форма, определенная форма выражения, в которой ты живешь, которая тебе интересна и органична. Сегодня нас вдохновляют картины Питера Брейгеля и Иеронима Босха, комедия Дель Арте, отсюда наши сюрреалистичные персонажи, найденные характеры, костюмы и грим. Самый главный человек для нас – это зритель, для него мы и делаем то, что делаем.

Дмитрий Соколов (Красный из «Tall Brothers»):

Когда люди приходят в театр, они приходят в конкретное место и ждут, чтобы произошло чудо: они садятся, замирают, открывается занавес… Что-то происходит, люди выдыхают и снова идут по своим делам. Это как включить и выключить телевизор. Уличный театр застает человека в привычной обстановке: театр сам идет к зрителю и вовлекает его в происходящее, делает его непосредственным участником этого чуда.

"Огненные люди"(Москва)

«Огненные люди»(Москва)

Продолжился фестиваль выступлением одного из лучших российских театров огня «Огненные Люди». Несмотря на то, что на улице было недостаточно темно для огненного шоу, зрители смогли оценить уровень мастерства артистов, ведь вопреки стереотипам театр огня – это не только факелы и фокусы пиротехники, но и акробатика, танцы, зажигательная актёрская игра и выстроенный сюжет.

Премьерой спектакля «Цветы» представил направление танцтеатра московский «Liquid Theatre», сочетающий приемы визуального театра и physical dance. Спектакль не имеет ничего общего с «танцеванием» и хореографией как таковой, это скорее поиск адекватного пластического языка для рассказа одной конкретной истории. Как водится, такой театр многое заимствует из жизни, наделяет обычные «бытовые» жесты значением, чередуя или повторяя их, подбирая комбинации и создавая своеобразный язык. Так, например, пиджак, надетый артистом задом наперед, моментально превращается в тесную смирительную рубашку, а перевернутые и поставленные друг на друга стулья – в хаос баррикад. Главные герои спектакля «Цветы» – скучные «белые воротнички», которые внезапно пробуждаются, сбрасывают кабалу офисной жизни и распускаются ярким цветом индивидуальности. Типажи секретарей, начальников, мелких клерков и менеджеров среднего звена подмечены и воплощены артистами очень точно. Театр тонко работает и с пространством: выступления на открытых площадках, где есть своя атмосфера, стали своеобразным стилем театра.

Премьера спектакля "Цветы" московского "Liquid Theatre"

Премьера спектакля «Цветы» московского «Liquid Theatre»

Флориан Габер (Франция), театровед, исследователь, комментатор цирковых и уличных представлений:

Уличные театры Европы развивались в ходе  долгой традиции, в России она прерывалась, а это значит, что это направление театрального искусства взяло новый виток лишь недавно. К сожалению, российские уличные театры чаще всего можно увидеть в рамках больших городских торжеств или в ситуации фестиваля. Но это только первые шаги, ведь сам факт существования столь сильных театральных команд как «Tall Brothers», «Огненные люди» или «Liquid Theatre» говорит о том, что сегодня существует интерес к этому жанру искусства, как со стороны публики, так и со стороны самих театральных деятелей, создающих это поле.

Любопытно, что в каждой стране, из которой прибыли участники, жанр нередко обрастает национальной спецификой, преломляется в силу выраженных черт национального характера. Так, Локо Бруско, настоящий супермен уличных моноспектаклей не раз проявил свой аргентинский темперамент, каждый день разыгрывая драматические истории с представительницами прекрасной половины публики, а искрометное чувство юмора артиста оказалось вполне интернациональным. Локо Бруско, одинаково хорошо владеющий мастерством актера, цирковой эксцентрикой и разными танцевальными стилями, показал три совершенно разных перфоманса, в одном из которых даже изрыгал пламя.

Локо Бруско

Совершенно другим, по-сказочному добрым оказался спектакль театра из Санкт-Петербурга «Странствующие куклы г-на Пэжо», сохраняющего древнюю традицию театральной маски. Персонажи появились на площадке из маленького балаганчика, в котором, разумеется, и прибыли. Работа с театральными масками сложна и потрясает тем, что весь спектакль при помощи собственного голоса и музыки подзвучивает режиссер, сидящий за микшерным пультом и наблюдающий за происходящим на площадке. Кроме того, артистам оказывается недоступна мимика – столь мощное средство выразительности, в их арсенале остаются лишь жесты, работа с пространством и язык тела, зато у зрителя возникает абсолютное ощущение, что он находится внутри сказки.

Как и обещали организаторы, инопланетное «Вторжение» словенского театра «Ljud» ураганом пронеслось по фестивальному городку. Ни у кого не осталось сомнения, что на нашей планете высадилась экспедиция из космоса: все пришельцы принадлежат к разным видам инопланетян, но, благодаря реакции на атмосферу Земли все они получили новый защитный цвет – стали полностью розовыми, чтобы земляне не воспринимали их слишком серьезно. Артисты вели себя как настоящие захватчики, оказавшиеся в чужой среде: изучали город доступными способами, все пробовали на зуб и совершенно не церемонились с его жителями (скромный автор этой статьи был посажен одним из «розовых» в фонтан).

словенский театр «Ljud»

словенский театр «Ljud»

На достойном уровне заявили себя и два пермских театра: «Арлекин», который все чаще экспериментирует с уличным и визуальным театром, и «Игры пламени», сочетающие зрелищность театра огня и выразительность танцевального театра. Кроме того, пермяки смогли увидеть лучшие номера от легендарных «Лицедеев» в исполнении его основателей – Леонида Лейкина, Анвара Либабова, Виктора Соловьева, Анны Орловой и Александра Скворцова. На протяжении всего фестиваля элемент спонтанности в происходящее привносили белорусские ситуационисты – клоунский дуэт «Балбесы» (а вы танцевали танго с человеком в белом гриме и клоунских ботинках?) Каждый день можно было увидеть представления театра атмосферного оформления «Саша i Саша» (Москва), черпающего вдохновение, кажется, прямо из воздуха. Посетил Пермь и полюбившийся его жителям коллектив из Зимбабве «Intombi Zomqangala», в экзотических песнях и танцах рассказывающий о жизни современной африканской женщины. Закрывали фестиваль нестинарские танцы, исполняемые артистами босыми ногами на горячих углях, и воздушные акробаты театра «TOL» из Антверпена, поэтического и зрелищного.

Ещё одним важным событием фестиваля стало создание российской Ассоциации уличных театров, задача которой – формирование единого театрального пространства и развитие жанра уличного театра в России.

Презентация Ассоциации уличных театров

Презентация Ассоциации уличных театров

«Уличный театр – проект амбициозный, особенно в стране, где хорошо устоялись такие формы массовых мероприятий как мордобой, парад или революция, – шутят создатели Ассоциации уличных театров. – С одной стороны ассоциация ставит перед собой культурно-просветительские задачи – мы пытаемся создать ситуацию для коммуникации между людьми на улице, показать, что городское пространство и архитектура выстроены вокруг человеческого общения, что улицы созданы не только для перемещения и других утилитарных действий. С другой стороны, это площадка для открытого диалога между российскими и зарубежными артистами, в котором аудитория может принимать самое активное участие. Мы хотим показать примеры существования и развития независимых театральных групп сегодня, повлиять на развитие уличного искусства в России. Мы хотим спровоцировать появление нового»,

Инициаторами создания сообщества независимых уличных артистов и театральных коллективов стали руководители театров «Огненные Люди», «Liquid theatre», «Tall brothers», «Спам-театра» постоянные участники фестивалей уличного театра. По словам инициаторов, уличный театр в России является сегодня одной из форм современного искусства и пространством для эксперимента.

уличныйтеатр8

Гера Спичкин

Гера Спичкин, артист уличного театра и театральный продюсер, руководитель театра «Огненные люди»:

Сегодня у нас есть возможность создать профессиональное сообщество и объединить артистов, которые творят чудеса на улице, с талантливыми организаторами и режиссерами. Меня радует, что ассоциация состоит из молодого поколения и подпитывается его творческой энергией. Самое знаменательное, что сегодня здесь происходит, это встреча поколений, молодого поколения и практически «динозавров» театрального искусства, вроде питерских «Лицедеев». Нам важно, чтобы границы отодвинулись, чтобы встретились разные жанры и люди.

 

Фото – Алексей Гущин

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: