Выйти за рамки

Авг 25 • Кинематограф, Личный опыт, Слово редакции • 2404 Просмотров • Комментариев нет

Данная статья отнюдь не об авторском кино, не об «арт-хаусе», не об «ином», «альтернативном» или «другом» кинематографе, не о кино «меньшинств», не о фильмах стран третьего мира и не о критике Голливуда. Это размышление о кино и о тех, кто его смотрит.

Кадр из фильма «Ненависть» Матье Кассовица

Кадр из фильма «Ненависть» Матье Кассовица

Нам нравится мир, в котором не проводят разграничений по каким-либо признакам: национальным, социальным, сексуальным.

Из открытого письма организаторов фестиваля 2morrow

Прошлым летом, сидя в коридоре районной поликлиники, я коротала время, записывая в блокнотик все имена режиссеров, которые могла вспомнить. На одной странице были российские и советские режиссеры, на другой – иностранные. Список первой страницы выглядел так:

— Андрей Тарковский,

— Андрей Звягинцев,

— Алексей Герман,

— Николай Хомерики,

— Алексей Федорченко,

— Павел Лунгин,

— Борис Хлебников,

— Рената Литвинова,

— Лариса Шепитько,

— Элем Климов,

— Сергей Эйзенштейн,

— Сергей Бондарчук,

— Никита Михалков,

— Яков Протазанов,

— Борис Барнет,

— Алексей Попогребский,

— Алексей Герман-младший,

— Иван Вырыпаев,

— Кира Муратова,

— Петр Буслов.

На другой странице были следующие имена:

— Федерико Феллини,

— Роберто Росселини,

— Лукиано Висконти…

На Лукиано Висконти меня пригласили в кабинет к врачу. Если бы мне дали продолжить список, он включал бы имена режиссёров европейского и американского кино и, может быть, Куросаву и Ким Ки-Дука. Сегодня, просматривая мой старый список, я понимаю, что мировой и отечественный кинематограф гораздо богаче и интереснее, чем я могла представить. Этим простым «открытием» я бы и хотела поделиться.

Последние российские законы о пиратстве, прокатном праве и нецензурной речи в литературе, кино и на сцене, говорят о том, что за «организацию» зрителя в нашей стране собираются взяться серьезно. В истории кино порой сам показ и просмотр фильма становились формой сопротивления, например, в случае «Битвы за Алжир» Джилло Понтекорво или «Часа огней» Октавио Гетино и Фернандо Соланаса. К счастью, кино далеко не ограничивается парой сотен имен звёздных режиссёров, заключающиеся в волшебной формуле «Годар-Феллини-Скорсезе-Тарковский». Обращение к новым формам, жанрам, авторам и странам – это доступная форма зрительского сопротивления и возможность контроля над тем, что мы смотрим.

Поскольку сейчас очень популярны инструкции и списки, то я решила тоже составить список правил о том, как выйти за рамки привычного кино-опыта.

1. Уроки политической географии

Кадр из фильма «Омар» палестинского режиссера Хани Абу-Ассада

На сегодняшний день в мире насчитывается 196 стран, и в одной Африке их — 54. Киноиндустрию Нигерии уже стали именовать «Нолливудом», а Китай и Иран давно удобно расположились на карте сильнейших кинематографических стран мира. Пора и нам приобщиться к кинематографу Лаоса, Сенегала, Алжира и Палестины.

2. Мужское-женское

Кадр из фильма «Ангел у моего стола» новозеландского режиссера Джейн Кемпион

Кадр из фильма «Ангел у моего стола» новозеландского режиссера Джейн Кемпион

Женщины снимают кино более 100 лет, и это — факт. Но сколько имён режиссёров-женщин вы с ходу можете назвать? А мужчин? Цифра получилась не совсем равная? Для начала, я предлагаю пройти тест, опубликованный на портале buzzfeed, чтобы понять сколько прекрасных фильмов вы, возможно, упустили из виду.

Мой результат оказался не самым лучшим – всего 32 из 176.

3. Бок о бок

Кадр из фильма «Икс Икс Игрек» аргентинского режиссера Лусии Пуэнто

Кадр из фильма «Икс Икс Игрек» аргентинского режиссера Лусии Пуэнто

ЛГБТ-кинематограф далеко не ограничивается фильмами «Горбатая гора» и «Синий самый тёплый цвет» (прим. редактора — «Жизнь Адель») , которые вышли в широкий прокат. Такие режиссеры как Грег Араки, Гас ван Сент и Исаак Жюльен в 90-х положили начало новому квир-кино (New Queer Cinema, термин теоретика Б. Руби-Рич). В России зрители смотрят и обсуждают квир-кино в рамках ЛГБТ-фестваля «Бок о Бок», который проходит уже седьмой год. В рамках программы «Бок о бок» было показано более сотни фильмов, а поддержку фестивалю выразили Стивен Фрай, Гас ван Сент, Александр Сокуров, Иэн Маккеллен и многие другие.

4. Разнообразие форм

Клоэ Севиньи в фильме «Избавься от себя»

Клоэ Севиньи в фильме «Избавься от себя» художественной группы Bernadette Corporation

Под словом «кино» очень часто понимают художественный полнометражный фильм и с подозрением относятся к мультипликации, документальным или экспериментальным фильмам. В целом, художественный фильм – это только одна из форм кинематографа.

5. Свободный доступ

Вопрос в том, есть ли у российских зрителей разного возраста, достатка и места проживания возможность смотреть кино во всём его разнообразии, учитывая все вышеназванные пункты? И этот вопрос пока остаётся открытым.

Итог

Данная статья посвящается кинофестивалю «2morrow», оставшемуся без финансовой поддержки Минкульта РФ и департамента Москвы.

Редакция интернет-журнала «Рыба» просит вас, пожалуйста, потратьте несколько минут и поддержите организаторов, оставив несколько слов на странице фестиваля в Фейсбуке.

Больше информации вы найдете в статье «Есть ли у нас завтра?» журнала «Сеанс».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: