«Я очень жадный до звуков»

Июн 20 • Интервью • 967 Просмотров • Комментариев нет

Марина Пугина побеседовала с известным российским музыкантом, 
композитором и саунд-продюсером и человеком ответственным за саундтрек к «Спасению» Ивана Вырыпаева Андреем Самсоновым о формах искусства и экспериментах.

Андрей Самснов (4)

— Андрей, ваша биография создаёт образ человека, находящегося в постоянном творческом развитии и самосовершенствовании: вы начали как музыкант, потом попали в театр, начали сочинять музыку, и наконец, занялись саунд-продюсированием. Хочется спросить, что вас вдохновляет, заставляет двигаться дальше, расширяя рамки профессиональных интересов?

Конечно, вдохновляют, в первую очередь, люди, с которыми я работаю: их ассоциативный ряд, их воображение, особый взгляд на вещи. Естественно, вдохновляет то, что мы хотим рассказать в рамках постановки или кинофильма. Я вдохновляюсь непосредственно людьми из своего опыта, своего эмоционального ряда, палитры, стараюсь воплотить это в музыке, всё время через себя пропускаю. Я за динамику, вдохновляюсь правильно поставленной задачей и быстрым воплощением. Никогда не «сижу» на проектах, я за то, чтобы взять и сделать. Не бывает такого, чтобы это тянулось год, в противном случае у меня теряется кураж.

Ещё, конечно, вдохновляет природа и путешествия по миру. Я  много где был, география очень обширная. За последнее время из таких экзотических мест  мы были месяц на Гавайях, весной путешествовали в Китай. Езжу постоянно с цифровым диктофоном, записываю какие-нибудь звуки в каждой стране. Стараюсь потом применять в своих альбомах найденные зарисовки.

— Вас интересуют только естественные, природные звуки или это могут быть антропогенные звуки города?

Это могут быть любые звуки. В Японии, например, я записывал разговоры машинистов в поезде синкансэн или просто звуки Токио. Часто по островам разным ездим − в Исландии свои звуки, на Мадагаскаре свои звуки. Везде интересно. Я очень жадный до звуков.

— Есть ли какой-то вектор у той разнообразной деятельности, которой вы занимаетесь? Может быть, у вас есть какая-то сверхидея или то, чего бы вы хотели достичь?

Я считаю, что музыка должна быть такой, чтобы люди хотели слушать её снова и снова.  Я всё-таки мелодист и моя мегаидея − это скорее мелодизм. Я люблю, когда  всё гармонично, мелодично и попадает в настроение, и в кадр, если мы говорим о киномузыке, например.

— Как я понимаю, на фестиваль вас пригласил Теодор Курентзис.  Расскажите о том, как вы познакомились, над какими проектами совместно работали?

Я думаю, что, скорее всего, я первый и единственный человек, который его знает так давно, по крайней мере, из России точно, потому, что мы с Теодором познакомились в 1991 году. Мы были детьми, ему было 18, мне − 16. Я был тогда на гастролях вместе с оркестром Большого театра в Греции. И, собственно, тогда был путч [Прим.: Политический переворот, происходивший в Москве в августе 1991], и когда гастроли уже прошли, мы были вместе в Греции и Теодор предложил чисто по-юношески остаться в Афинах, и я тогда сказал: «Ну, давай». Я остался и жил месяц у Теодора дома. У него тогда ещё не было музыкального образования как такового, а я уже был в обойме «новые имена» Советского Фонда Культуры.

Потом я уехал в Англию учиться, и приезжал всё время в Петербург, потому, что  участвовал  в «Рождественском Фестивале» Филармонии.  И в один прекрасный день на один из моих концертов в Петербурге  пришел Теодор. Я был в абсолютном шоке, потому, что я не знал, что он в России, а  потом Теодор рассказал, что поступил учиться к легендарному Мусину. [Прим.: Теодор Курентзис с 1994-го обучался на дирижерском факультете Санкт-Петербургской государственной консерватории у профессора Ильи Мусина.]. Слово за слово и в итоге я остался в городе на Неве: мы вместе снимали квартиру полтора года. Поэтому, с Теодором у нас не просто дружеские, а братские отношения.

Андрей Самснов (1)

— Вы первый раз в Перми?

Да, в первый, не смотря на всю географию моих гастролей от Балтики до Владивостока, буду у вас в первый раз. Мне очень интересно, я много наслышан, к сожалению, очень мало времени, чтобы всё исследовать, потому что мы ненадолго, но хотя бы так.

— Как появился проект Andrei Samsonov & Laska Omnia? Что он из себя представляет? Творческое кредо или alter ego? 

Laska Omnia − это, собственно, я.  Laska Omnia − это песенное воплощение моего творчества. Когда я пишу просто инструментальные саундтерки, я пишу просто Andrei Samsonov. А Andrei Samsonov & Laska Omnia − это я плюс приглашенные вокалисты. Со многими я уже работал в контексте своего проекта и это  совершенно разные вокалисты: Marc Almond и Marina Celeste (Nauvelle Vague), англичанка Alice McLaughlin, Manizha  и Nina Karlsson, и вот сейчас, у нас поёт Galida — чудесный вокалист, я и сам иногда пою свои песни в проекте. В целом, это такая песенная интерпретация  моего творчества. Помимо всего прочего, мы для каждого концерта готовим уникальный  визуальный ряд, это, конечно, очень важно.

— В живую Andrei Samsonov & Laska Omnia можно услышать только на фестивалях? 

Каждый наш концерт −  это событие. Я всё-таки предпочитаю красивые, нестандартные площадки  и интересные мероприятия. Что касается Фестивалей, это всегда для нас праздник, и мы с радостью принимаем участие в  «Усадьбе Jazz» или «Пикник «Афиши», и большая честь в этом году — сделать сольную программу на «Дягилевском фестивале».  Мы практически не играем клубные концерты, если это не совместное выступление, например, с Tricky, Uncle, Marc Almond, Orb… с удовольствием принимаем участие в модных показах, и даже выступили два года назад в Петербурге, по приглашению Ланы Дель Рей на ее концерте в Ледовом Дворце Спорта.

— Расскажите поподробнее о программе, которая будет представлена на «Дягилевском фестивале». 

Наша программа будет ретроспективной. С песнями уже знакомыми, так и новыми, например, будет музыка из последнего фильма Ивана Вырыпаева «Спасение» и театральной постановки «Иллюзии», которую мы готовим в Петербурге с польским режиссёром Войцехом Убраньски, премьера состоится буквально на днях, соответственно, будет что-то из совсем свежего. Хотя для многих 25 июня все будет в новинку − мы к этому готовы.

— В анонсе написано, что мы услышим «музыку будущего», это, конечно очень интригует, расскажите поподробнее как это: вы как продюсер можете заглянуть в будущее и представить, что мы будем слушать через десять, двадцать, тридцать лет?

Я, на самом деле, очень настороженно отношусь к сиюминутным трендам, я крайне редко использую такие новомодные звуки или что-то ещё, но в то же время, я старюсь ставить себя на место слушателя, который будет слушать это в будущем. Я общаюсь с большим количеством людей в сетях и вживую, много пишут  именно слушатели, неравнодушные люди, которые рассказывают про их опыт. Просто, например, есть вещи, написанные в 2000, а создаётся впечатление, будто они сделаны вчера. Я стараюсь также относиться к производству, и самой душе музыки, чтобы она была актуальна сейчас и в будущем, — обязательно.

Андрей Самснов (3)

— Как вы относитесь к классической музыке? Вы, человек с классическим образованием, работающий с современной музыкой.

Я постоянно слушаю классику, очень, конечно, вдохновляюсь и переслушиваю в  хорошем исполнении.
Естественно, я классический музыкант и обязательно исполняю много сам на кларнете. Отношение к инструменту очень индивидуальное. Я очень педантично отношусь к выбору:  инструменты я  ищу по их тону, специфике, потому что непосредственно кларнет как кларнет мне  не интересен, как и многие другие инструменты, мне интересен его специфический звук. Я играю на очень специфических инструментах, все они очень старые, для меня они крайне индивидуальны.

— Это коллекционные вещи с историей?

Да, я собираю старинные инструменты, я их реставрирую и привожу в абсолютно современный вид, собственно на них я и исполняю. У меня два моих основных инструмента − одному сто лет, другому сто двадцать, но они выглядят как новые.  Конечно, я буду играть на них и в Перми.

— С какими формами искусства вам интересно взаимодействовать в плане музыки?

В основном я, конечно, работаю с кино и театром, очень люблю эти формы, потому что меня всегда интригует реакция зала. Конечно, если говорить о желаниях, то  мне бы хотелось сделать балет, например. Вот, с балетом я пока ещё не поработал, но я надеюсь, что это желание всё-таки сбудется.

— К какому жанру-направлению можно отнести единство музыки, вокала и визуального ряда, которое вы создаёте в рамках проекта?

Я стилистически не привязываюсь ни к какому жанру. Как продюсер я работал с совершенно разными жанрами, и с классической музыкой и рок-музыкой и джаз-музыкой и рэп-музыкой. Мне интересна максимальная амплитуда. В своём творчестве для меня  всё-таки  важна хорошая мелодия и хороший текст. Я не могу сказать, что эта музыка может относиться к какому-то жанру.

— Можно ли сказать, что это экспериментальный проект?

Ооо, я не могу назвать его традиционным проектом, но и не могу назвать экспериментальным. С учётом того, что я действительно начинал в экспериментальных жанрах, когда выходил мой первый альбом на Mute еще в Англии, там действительно была электроакустика, всякие там скрежеты и т.д. Сейчас я, естественно, их использую как палитру, но всё-таки не могу назвать проект таковым.

Эксперименты, конечно, происходят постоянно: вот, вышел альбом, и ты просыпаешься на следующий день и у тебя полно переживаний и планов, но сказать, что следующий  будет продолжением, ты не можешь. И  когда начинаешь писать, то здесь нет завидной стабильности от одного альбома к другому. Каждый альбом как отдельный ребенок. Сейчас, в рамках проекта Laska Omnia их уже пять.

— И, последний вопрос, над каким проектом работаете сейчас, как скоро можно будет его услышать?

Уже два месяца я пишу музыку для театральной постановки спектакля «Иллюзии» в Петербурге, по пьесе Ивана Вырыпаева и постановке Войцеха Убрански.

 

Это и многое другое можно будет услышать в сольной программе Andrei Samsonov & Laska Omnia в  рамках «Дягилевского фестиваля» в субботу 25 июня с 23:00 до 1:00 в частной филармонии «Триумф».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: