Забивать в голову

Окт 30 • Книжная индустрия • 1310 Просмотров • Комментариев нет

Две недели назад в продажу поступила «Теллурия» — новый роман Владимира Сорокина. Никита Баранов рассуждает о том, почему эта книга стала большим собранием российских чаяний и историей о поисках счастья.

«Теллурия» — это антиутопия, психологический, социальный, если угодно, исторический (в том смысле, в котором здесь можно употребить это слово) роман. А смысл этот хотя бы в том, что история — это не только про вчера, но и про сегодня, и даже немного про завтра. В новом мире середины XXI века правит теллур — серебристый металл, дарующий подлинное счастье тем, кто осмелится забить себе в голову маленький теллуровый гвоздик.

Россия в этом дивном новом мире разделена на множество мелких государств, царств и республик, но в целом ничуть не меняется. Причудливо соединенные картины лубочной русской жизни, старой Европы с ее сегодняшними проблемами, помноженными не на два и не на три, рая на земле для одних и кошмара для других, не создают ощущения лоскутного одеяла. Скорее, у Сорокина получается вполне стройный и цельный образ — но не России, а российских желаний.

Православный коммунизм, войны с ваххабитами в Европе, новая дореволюционная Россия под Рязанью, вечная гражданская на Урале, совершенно реально отделенная от всего остального Москва, Сталинская ССР — что может быть милее российскому сердцу? Как на подбор выстроились явные чаяния и самые сокровенные мечты российского… народа? Государства? Но в «Теллурии» нет ни того, ни другого. «Российское» остается само по себе, без привязки к чему-либо конкретному.

Пожалуй, даже хорошо, что из всех возможных тем новая книга Сорокина — это всё же книга о счастье. Его причины — теллур, единение с матерью-землёй или поедание варёной человечьей головы — органично встают на страницах «Теллурии» в один ряд. Каждый из героев пятидесяти глав романа ищет своё счастье.

Теллуровый гвоздик становится в новом мире своего рода мерой вещей и человека, который позабыл, что такое — быть счастливым самому по себе. В поисках счастья герои подчас разучиваются любить жизнь, заменяя это умение любовью к теллуровому трипу. Впрочем, вряд ли правомерно называть эту картину фантастической.

Завтрашний сорокинский теллур сегодня точно так же упорно и намертво — в прямом ли, в переносном ли смысле — вбивается в наши головы, и мы жаждем каждой новой порции. А как он зовется и какие формы принимает — не так уж важно.

Важнее, наверное, то, что «Теллурия» оказывает на читателя тот же эффект, что и теллур на сорокинских героев — отправляет в путешествие к чему-то в глубине души желаемому или ожидаемому почти каждым. Нужно только решить, верить ли во все это. И, на всякий случай, проверить, не прощупывается ли где на макушке шляпка гвоздя.

Текст — Никита Баранов

Благодарим магазин Пиотровский за предоставление книги

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

« »

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: